Подробности
В ходе семинара было изучено понятие психологической безопасности – совокупности условий, в максимальной степени обеспечивающих актуализацию возможностей личности. Определены угрозы психологической безопасности в образовательной среде:
- присутствие психологического насилия,
- неудовлетворенность основных потребностей в личностно-доверительном общении,
- незначимость образовательной среды.
Рассмотрены проявления психологического насилия: упреки и брань, неуважительное отношение, запугивание, оскорбления и высмеивание, клевета, контроль над деятельностью, над распорядком дня, над кругом общения, принуждение к исполнению унижающих действий, недоброжелательное отношение.
В противоположность угрозам психологической безопасности были перечислены эмпирические показатели удовлетворенности образовательной средой вуза:
- эмоциональный комфорт,
- возможность высказать свою точку зрения,
- уважительное отношение к себе,
- сохранение личного достоинства,
- возможность обратиться за помощью,
- учет личных проблем и затруднений,
- внимание к просьбам и предложениям,
- помощь в выборе собственного решения
На основе изученной теории участники выполнили анализ и сформулировали условия формирования психологически безопасной образовательной среды в НИУ "МЭИ", среди которых выделили организацию конструктивного диалога преподавателей и студентов, благоприятной психологической атмосферы в студенческих коллективах и др.