студенты-магистры
могут корректировать учебный план, включив в него изучение дисциплин по своему
выбору;
все студенты
нашего института получают подготовку по иностранному языку, для сильных
студентов есть возможность получить второе высшее образование (на платной
основе) с присвоением квалификации «Лингвист-переводчик»;
параллельно
с освоением основной специальности у студентов есть возможность получить
дополнительное образование (в т.ч. профессиональная переподготовка).
Институт готов принять бакалавров, окончивших другие
вузы, для продолжения обучения до уровня магистра, а также дипломированных
инженеров и магистров для обучения в аспирантуре.
Чему мы учим
Среди
большинства институтов и факультетов НИУ МЭИ, где имеют дело с энергетикой и
энергетическим машиностроением, институт информационных и вычислительных
технологий (ИВТИ) отличается тем, что специализируется на обработке субстанции,
которую даже философы осмыслить пока еще не могут - на обработке информации.
Сегодня, когда индустриальная эпоха сменяется эпохой информационной, тезис «Кто
владеет информацией, тот владеет миром» становится все более актуальным.
Информация является одной из главных ценностей современного общества. Как
следствие, неуклонно возрастает потребность в специалистах, занимающихся
сбором, хранением, анализом, распространением и защитой информации.
Соответственно, развивается и информационная индустрия - индустрия новейших
технических средств для работы с информацией.
Институт информационных
и вычислительных технологий в рамках НИУ МЭИ готовит кадры информационной элиты
общества - специалистов по всем основным аспектам современных информационных
технологий, таких как:
создание
сложного программного обеспечения, базирующегося, в том числе, на современных
достижениях в области искусственного интеллекта;
разностороннее
использование передовых информационных технологий в научных исследованиях,
технике, медицине, биологии, автоматизация бухгалтерского и банковского учета;
проектирование
и создание интеллектуальных диагностических систем мониторинга состояния
различного оборудования для обеспечения его эксплуатационной безопасности;
создание и
использование вычислительных сетей, хранение большого количества информации в
базах данных и быстрый поиск нужных сведений;
автоматизация
научных исследований и проектирование электронных устройств и изделий
машиностроения, автоматизация производства и управления;
быстрое
выполнение большого числа измерений, передача огромного количества информации,
в том числе по радио- и оптоволоконным каналам, шифрование и дешифрование
сообщений.
Прародителем
ИВТИ был электрофизический факультет, образованный в 1937 г., когда
потребовались специалисты в совершенно новой области, названной потом
электроникой.
На его базе
в 1947 г. возник факультет электровакуумной техники и специального
приборостроения (ЭВПФ), который в 1950 г. (впервые не только в нашей стране, но
и в Европе) начал подготовку специалистов по вычислительной технике и
программированию. Когда в рамках быстро растущего ЭВПФ стало тесно двум его
крупным направлениям, отраженным в названии, то в 1958 году вместо одного ЭВПФ
было образовано два отдельных факультета: факультет электронной техники (ЭТФ) и
автоматики и вычислительной техники (АВТФ). В 2000 г. АВТФ был преобразован в
институт автоматики и вычислительной техники (АВТИ), а в 2019 году был
переименован в институт информационных и вычислительных технологий (ИВТИ).
Умением
обращаться с персональной ЭВМ сегодня уже никого не удивишь. Работники многих
специальностей, вплоть до врачей, писателей, музыкантов, в известной мере
знакомы с компьютером. В нашем институте информатика и вычислительная техника
изучаются на совершенно ином уровне.
Мы выпускаем
не просто специалиста, умеющего пользоваться готовыми программами с понятно
написанными инструкциями или способного написать расчетную программу для своей
области знаний. На ИВТИ глубоко изучается сама технология обработки информации,
которая стала самостоятельной областью науки. В ней есть множество своих
законов, правил, методов, без знания которых невозможно разрабатывать серьезные
программные и аппаратные средства.
Наши
студенты изучают множество скрытых от рядового пользователя механизмов
взаимодействия информационных процессов между собой и с аппаратурой компьютера.
Мы учим разрабатывать цифровую аппаратуру и пакеты системных программ и другого
математического обеспечения так, чтобы пользователь оказывался надежно
огражденным от всех сложностей внутренних информационных процессов. В
результате для применения такой аппаратуры и программ в самых различных
областях знаний действительно достаточно лишь поверхностного знакомства с
основами информатики. Труд специалистов нашего профиля позволяет работникам
любых других не вычислительных специальностей после очень краткой подготовки
успешно пользоваться современной компьютерной техникой, часто почти так же, как
домохозяйка пользуется сложным современным устройством - телевизором. Так вот,
пользователь телевизора и его разработчик - это две весьма разновеликие
фигуры.
Где работают наши выпускники
Благодаря
глубокому знанию различных аспектов информатики и умению проектировать сложные
вычислительно-измерительные системы наши специалисты даже в сложное для страны
время гарантированно находят себе применение во всех сферах жизни общества - в
научно-исследовательских институтах, в области промышленного производства, в
государственных структурах, в разнообразных финансовых и коммерческих
организациях. Безработица их не затрагивает. Уже на четвертом курсе около трети
наших студентов совмещают учебу с работой по специальности, а на пятом курсе
почти все или работают, или точно знают, где будут работать. Глубокие базовые
знания, включая основы системного подхода к решению современных сложных задач,
обеспечивают им быструю адаптацию к требованиям производства.
Даже для
тех, кто в дальнейшем решит заняться бизнесом, время учебы не пропадет зря.
Профессиональные знания и навыки, широкий кругозор и хорошо поставленное
системное мышление послужат надежной основой для грамотного ведения
собственного дела.
Традицией факультета
являются непрерывная корректировка учебных планов и программ с целью сохранения
высокого уровня подготовки специалистов, ориентированных на современный рынок
труда. Это обеспечивает надежное трудоустройство наших выпускников.
Жизнестойкость формируемого нами специалиста
подтверждает и зарубежный опыт - на фоне периодических кризисов и спадов
деловой активности целых стран, в отраслях, где занимаются разработкой,
выпуском и внедрением программных средств и вычислительной техники, в течение
нескольких десятилетий спада производства не было. Колебаниям подвергалась лишь
скорость роста, но всегда - роста.