История
базовых специальностей факультетов, на основе которых был образован институт
электротехники – “Электрические машины”, “Электрические аппараты”,
“Электрическая тяга” и “
Электрооборудование промышленных предприятий ” началась с организацией в 1905 г. на механическом
отделении МВТУ специализации по электротехнике. Их зарождение и дальнейшее
становление связано с именами выдающихся российских электротехников – К.А.
Круга, К.И. Шенфера, Б.И. Бугримова, С.И. Курбатова, В.С. Кулебакина, А.Н.
Ларионова, Г.Н. Петрова, В.Е. Розенфельда, А.Б. Лебедева, Д.К. Минова, С.А.
Ринкевича, Е.В.Чеботарёва и др.
Последующее развитие этих специальностей в образованном в 1930 г. Московском
энергетическом институте совпало с бурным ростом советской промышленности в
годы первой пятилетки и, как следствие, возросшими потребностями в
квалифицированных инженерных кадрах.
Вышедшее
в 1932 г.
партийно-правительственное постановление о реорганизации высшей школы привело к
образованию в МЭИ шести отдельных факультетов, причем специальности по
электрическим машинам и аппаратам вошли в состав электромашино- и
аппаратостроительного факультета (ЭМАС), а по электрической тяге – факультета
электрификации транспорта (ЭлТрФ). Деканами этих факультетов были назначены
профессора Г.Н. Петров и В.Е. Розенфельд. В состав ЭМАС вошли кафедры
электрических машин (заведующий - акад. К.И. Шенфер),
электрических аппаратов (чл. корр. АН СССР проф. В.С. Кулебакин) и
электроматериаловедения (проф. Е.Ф. Комарков). Электротранспортный факультет
состоял из кафедры электрической тяги (чл. корр. АН СССР проф.А.Б. Лебедев) и
выделившейся из неё в 1934 г.
кафедры электролокомотивостроения (проф. В.Е. Розенфельд). Как самостоятельная
структурная единица ЭлТрФ просуществовал четыре года, после чего в 1936 г. был объединён с
факультетом ЭМАС. Новое структурное подразделение, в которое была включена
входившая до того времени в состав электроэнергетического факультета кафедра
электрооборудования промышленных предприятий стало называться
“Электромеханический факультет” (ЭМФ), который до 1938 г. возглавлял проф.
Е.В. Нитусов. В течение 1938 – 1939 гг. факультетом руководил проф. Б.П. Апаров
и (вторично) Е.В. Нитусов, а с 1939
г. деканом ЭМФ стал проф. В.Е. Розенфельд, возглавлявший
факультет до эвакуации МЭИ из Москвы. В этом же году на факультете была
организована кафедра кабельной техники.
После
возвращения МЭИ из эвакуации (1943
г.) и восстановления электромеханического факультета
деканом его был назначен проф. А.Я. Буйлов. Одновременно в составе факультета
появились две новые специальные кафедры: выделившаяся из кафедры электрических
машин кафедра электротермических установок (электрических печей) и объединенная
(на основе организованной в 1941
г. в г. Лениногорске и в 1942 г. в Московском филиале
МЭИ) кафедра авиационного и автотракторного электрооборудования (ААТЭ). В
результате возникновения новых кафедр и специальностей, а также значительного
роста контингента студентов факультет оказался чрезмерно громоздким. Это привело
к выделению из него в 1945 г.
трёх специальностей ( “Электрооборудование промышленных предприятий”,
“Электрический транспорт”, “Электротермические установки”) и образованию на их
основе нового факультета МЭИ – электрификации промышленности и транспорта (ЭПТФ).
После
разделения факультетов электромеханическим руководили проф. А.Я. Буйлов (в
период его болезни в 1947 – 1948 гг. проф. С.М. Брагин), проф. М.А. Бабиков
(1949 – 1955 гг.), проф. Г.Н. Петров (1955 – 1957 гг.), доц. В.Н. Архипов (1957
– 1971 гг.), проф. Н.В. Астахов (1971 – 1987 гг.), проф. А.И. Попов (1987 –
1989 гг.), проф. В.А. Филиков (1989 – 1999 гг.).
Научные
школы факультета формировались и развивались под руководством крупных учёных,
педагогов и организаторов, таких как профессора Б.П. Апаров, В.А. Балагуров,
С.М. Брагин, Б.К. Буль, Г.В. Буткевич, П.А. Долин, Б.А. Князевский, А.Н.
Ларионов, И.Н. Орлов, Г.Н. Петров, В.А. Привезенцев, И.С. Таев, И.П Копылов,
А.В. Иванов-Смоленский. и других, внесших существенный вклад в развитие теории
и практики электромашино – и аппаратостроения, электрооборудования автономных
объектов, создания электротехнических и радиоэлектронных материалов,
электробезопасности и экологического мониторинга.
В
период существования ЭМФ как отдельного факультета в его структуре произошли
ряд существенных изменений: в 1946
г. была образована кафедра “Техника безопасности” (с 1990 г. – “Инженерная
экология и охрана труда”), в 1952
г. на базе кафедр электроматериаловедения и кабельной
техники создана кафедра электротехнических материалов и кабелей (с 1992 по 2002 г.г. – “Физика и
технология электротехнических материалов и компонентов”), а в 1995 г. – кафедра
инженерного менеджмента.
Образованный
в 1945 г.
факультет электрификации промышленности и транспорта (ЭПТФ) по мере изменения и
развития потребностей в специалистах соответствующего профиля также подвергался
неоднократным структурным изменениям. Так, вошедшие в его состав кафедры
электрической тяги и электролокомотивостроения были объединены в 1950 г. в одну кафедру –
электрического транспорта (ЭТ), которая в 1956 г. была укрупнена
переведённой из МАДИ кафедрой электрической тяги и подвижного состава. Сам
факультет в 1962 г.
был преобразован в факультет электрооборудования и автоматизации промышленности
и транспорта (ЭАПТФ), в состав которого впоследствии вошли организованная в 1966 г. кафедра
внутризаводского электрооборудования (впоследствии “Электроснабжение
промышленных предприятий”) и входившая ранее в состав энергомашиностроительного
факультета (ЭнМФ) общетехническая кафедра начертательной геометрии и черчения
(впоследствии “Инженерная графика”). Ряд кафедр факультета в процессе своего
развития получили новые наименования: благодаря обширным работам в направлении
автоматизации электрического привода, а также электротехнологических установок
и систем кафедры “Электрооборудование промышленных предприятий” и
“Электротермические установки” были переименованы соответственно в кафедры
автоматизированного электропривода (АЭП, с 1975 г.) и
автоматизированных электротехнологических установок и систем (АЭТУС, с 1989 по
2002 гг.).
В
разные годы факультетом ЭПТФ (ЭАПТФ) руководили профессора В.Е. Розенфельд
(1945 – 1949 гг.), А.Т. Голован (1949 – 1959 гг.), И.С. Ефремов (1959 – 1980
гг.), Н.Ф.Ильинский (1980 – 1993 гг.), Л.М. Миронов (1993 –1998 гг.). Научные
школы факультета формировались и развивались под руководством крупных учёных,
педагогов и организаторов, таких как профессора А.Т. Голован, Д.П. Морозов,
М.Г. Чиликин, А.С. Сандлер, М.М. Соколов, В.П. Бычков, А.А. Сиротин, В.Е.
Розенфельд, Д.К. Минов, А.Д. Степанов, И.С. Ефремов, Л.М. Трахтман, А.Д.
Свенчанский, М.Я. Смелянский, В.И. Бабат, А.А. Федоров, В.В. Шевченко, Е.В.
Чеботарёв, В.И. Ключев, Н.Ф. Ильинский и
других, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики промышленного
электропривода, электрического транспорта, электротермии и электроснабжения.
Сотрудники
ЭАПТФ и ЭМФ в течение длительного времени плодотворно работали и продолжают
работать в высших управленческих структурах МЭИ. Так, ректорами (директорами)
МЭИ в разные годы были профессора Г.Н. Петров, (1941 – 1942 гг.), В.С.
Голубцова, (1943 – 1952 гг.), М.Г. Чиликин (1952 – 1976 гг.), И.Н. Орлов (1985
– 1990 гг. ), С.В. Серебрянников (с 2005 г.), проректорами – профессора В.В.
Шевченко, И.Н. Орлов, И.П. Копылов, А.И.
Попов, С.В. Серебрянников, С.И. Маслов.
После
объединения в 1999 г.
факультетов институт электротехники возглавлял академик Академии
электротехнических наук Российской Федерации проф. В.А. Филиков (1999 – 2004 гг.), в 2004 г. директором ИЭТ был
избран доц. С.А. Грузков. Не одно поколение выпускников факультетов и института
с благодарностью вспоминают секретарей, проработавших в деканатах и дирекции не
один десяток лет: В.И. Бобылеву (ЭМФ, 1932 – 1971 гг.), Н.П. Казаченко (ЭАПТФ,
ИЭТ, 1945 – 2004 гг.), Т.Б. Голубенко (ЭМФ, ИЭТ, 1971 – 2006 гг.).
При
организации на базе энергомащиностроительного факультета института
энергомашиностроения и механики (ЭнМИ) в состав последнего была включена
входившая в ИЭТ кафедра инженерной графики. Реорганизация института
электротехники была завершена в 2002
г. объединением кафедр АЭТУС и ФТЭМК. Объединенная
кафедра получила наименование “ Физика электротехнических материалов и
компонентов и автоматизированных электротехнологических комплексов (ФЭМАЭК)”
В
настоящее время в состав ИЭТ входят 9 выпускающих кафедр:
Электромеханики (ЭМ):
специальность (профиль подготовки) “Электромеханика” – электрические
машины (от микроминиатюрных электродвигателей до мощнейших гидро-и
турбогенераторов), разработка и автоматизированное проектирование,
эксплуатация, устройства на основе совмещения электромеханических
преобразователей энергии с электронной и микропроцессорной техникой.
Электрических и электронных
аппаратов (Э и ЭА): специальность (профиль подготовки) “Электрические и электронные аппараты”: аппараты управления и
распределения электроэнергии, силовые электронные и микропроцессорные аппараты,
автоматические устройства и системы управления потоками энергии – разработка,
проектирование.
Электротехнических комплексов
автономных объектов (ЭКАО): специальности (профили
подготовки): "Электрооборудование летательных аппаратов”, “Электрооборудование
автомобилей и тракторов”: энергетические установки и системы
электроснабжения на их основе, электропривод, силовая и информационная
электроника, микропроцессорные и цифровые системы управления – разработка,
проектирование.
Физики электротехнических
материалов и компонентов и автоматизированных электротехнических комплексов
(ФЭМАЭК): специальности (профили подготовки): “Изоляционная, кабельная и
конденсаторная техника”, “Микроэлектроника и твердотельная электроника”,
“Электротехнологические установки и системы”: провода и кабели,
волоконная оптика, электротехнические материалы, электроизоляционная техника; элементная
база электронной техники, материалы и компоненты квантовой электроники,
керамика для электронной и медицинской техники – теоретические и
экспериментальные исследования, разработка технологических процессов;
электротехнологические установки различного назначения, электросварочные,
плазменные, лазерные и лучевые процессы, электрические печи выращивания
монокристаллов и создания прецизионных сплавов, источники электропитания и
системы автоматического управления.
Инженерной экологии и охраны труда (ИЭ и ОТ):
специальность (профиль подготовки) “Инженерная экология и охрана труда”:
электронный мониторинг окружающей среды, виброакустическая диагностика,
экологическая экспертиза предприятий энергетики, медико-экологические основы
жизнедеятельности человека, проектирование систем контроля и защиты окружающей
среды.
Инженерного менеджмента (ИМ):
специальность (профиль подготовки) “Инженерный менеджмент”: управление
персоналом, маркетинг, управление финансовыми рисками, стратегический и
инновационный менеджмент, правовые основы предпринимательства.
Электрического транспорта (ЭТ):
специальность (профиль подготовки) “Электрический транспорт”: городской
и магистральный электротранспорт, тяговый электропривод, автоматизированное
управление электрическим подвижным составом, высокоскоростной наземный
транспорт на магнитном подвесе, мотор-колесные машины, электромобили, средства
обеспечения оптимального функционирования транспортных систем.
Автоматизированного
электропривода (АЭП): специальность (профиль подготовки) “Электропривод
и автоматика промышленных установок и технологических комплексов”:
управляемые электромеханические, механические и информационные преобразователи
и устройства, предназначенные для преобразования электрической энергии в
механическую, автоматизированный электропривод промышленных роботов, станков с
числовым программным управлением, насосов, лифтов, шагающих экскаваторов,
прокатных станов и других промышленных установок – разработка, проектирование.
Электроснабжения промышленных предприятий
(ЭПП): специальность (профиль подготовки) “Электрооборудование и
электрохозяйство предприятий, организаций и учреждений”: системы
промышленного электроснабжения, релейная защита и противоаварийная автоматика,
автоматические системы учета, контроля и распределения электроэнергии, все
заводское низковольтное и высоковольтное электрооборудование, сети предприятий,
организаций и учреждений, монтаж, наладка и эксплуатация электрохозяйства.
|
|