Иностранные студенты: начало

Для осуществления и координации связей МЭИ с молодежными организациями других стран мира был образован Совет молодежных организаций МЭИ (СМО), который был дочерней организацией Комитета молодежных организаций СССР (КМО).

Все они работали координированно и в тесном взаимодействии с общественными структурами самих иностранных учащихся, такими как Совет Землячеств МЭИ, который был высшим органом общественного самоуправления иностранных учащихся, избиравшегося на общем собрании или на собрании представителей землячеств. Землячества иностранных учащихся объединялись по национальному или региональному принципу.

Среди региональных землячеств можно назвать: землячество африканских стран, землячество арабских стран, землячество латиноамериканских стран. Каждое землячество избирало свои органы самоуправления, задачей которых была помощь своим землякам в учебной, научной, культурно-массовой и спортивной работе, работа в общежитии и связь с внешними организациями и другими землячествами.

Для координации и помощи им в работе назначались кураторы землячеств из числа преподавателей и аспирантов МЭИ. У студентов из стран бывшего социалистического лагеря были еще партийные и комсомольские организации, которые имели договоры о сотрудничестве с соответствующими организациями института и факультетов. Такие же договоры о сотрудничестве имели все землячества МЭИ, подписывая их с учебными группами, курсами или факультетами в зависимости от количества учащихся в землячестве.

Каждый договор о сотрудничестве дополнялся конкретным планом совместных мероприятий на месяц, семестр и учебный год со сроками реализации и ответственными за их подготовку и проведение.

Следует сказать, что вся интерработа и все взаимодействующие структуры работали по согласованным и утверждаемым планам работы и это позволяло:

- Определять и учитывать интересы взаимодействующих сторон

- Определять конкретных исполнителей, сроки реализации и персональную ответственность

- Дисциплинировать и конкретизировать отношения договаривающихся сторон

- Анализировать удачи и промахи

- Эффективно распределять и использовать кадровые и финансовые ресурсы

Работа с иностранными учащимися велась планово по всем направлениям студенческой жизни.

Учебная работа, являясь основным и главным смыслом деятельности института была всегда в центре внимания всех структур института и учащихся, и опиралась на огромный опыт отечественной и зарубежной высшей школы. Требовалась постоянная, быстрая и эффективная коррекция учебных планов и программ с учетом все возрастающего количества иностранных учащихся, которое достигало уже 10% от общего количества учащихся МЭИ и превышало 1000 человек более чем из 130 стран.

Главными корректирующими параметрами были следующие факторы:

- Иностранные учащиеся являлись носителями разного уровня и разных образовательных систем, школ и традиций своих стран.

- Учеба в новой языковой среде и проблемы, связанные с изучением и использованием русского языка, требовали создания и совершенствования методики преподавания русского языка, подготовки и переподготовки преподавательских кадров.

- Создание дополнительных учебных планов и программ, учитывающих специфику промышленности и климатические условия (жаркий, влажный, тропический климат) стран.

- Введение сквозных тем учебно-исследовательской и научной работы иностранных учащихся, когда задолго до окончания института определяется тема дипломной работы, строго ориентированной и конкретно привязанной к проблематике и нуждам страны. Например, студент с первого курса определяет тему своих научных и инженерных интересов, как-то «Разработка отдельных элементов гидроэлектростанции на реке «Х» в Непале». Эта тема проходит через все курсовые работы, через учебно-исследовательскую и научную работы студента на кафедре и, наконец, выходит на тему дипломной работы.

- Выделение достаточно большого количества часов учебной, технологической и производственной практик, желательно на промышленных предприятиях

- Обязательность учебно-исследовательской и научной работы на кафедрах, которые координировались и управлялись также и общественными структурами (НИРС МЭИ - научно-исследовательская работа студентов при комитете ВЛКСМ МЭИ и НИРИС - научно-исследовательская работа иностранных студентов, курируемая иностранным деканатом).

Дополнительные учебные планы и программы реализовывались в то время, когда советские студенты были на осенних сельхоз работах, в часы военной подготовки и в дополнительное время. Научной работе и научным связям. способствовало и заметное участие студентов в НТО (научно техническое общество), секцией которой в МЭИ многие годы руководил ныне покойный, профессор Сейфула Д.О. Членство в НТО открывало дорогу студентам на научные конференции, международные симпозиумы, к трудам и докладам ведущих ученных мира, пользованию и приобретению специальной литературы.

Идея переосмысления задач и методов инженерного образования привела группу преподавателей-энтузиастов в МЭИ, во главе с профессором Взятышевым В.Ф., к созданию междисциплинарного коллектива с целью формирования общей базы знаний и понятийного аппарата перестройки инженерного образования, как педагогической проблемы.

Столкнувшись с жесткостью и консерватизмом учебных планов и программ при внедрении новых педагогических идей в учебный процесс, потребовался некий полигон для их апробирования и отрабатывания. Таким полигоном стали иностранные учащиеся 4-го курса всех факультетов, для которых был введен новый дополнительный курс «основы инженерного проектирования» с сентября 1967 года. Этим курсом опробовались и отрабатывались методы обучения и методология проектирования новой техники. Выбор иностранных учащихся в качестве объекта эксперимента, произошел по следующим причинам:

Иностранные студенты 4-курса в сентябре месяце освобождены были от сельхоз работ, они не изучали военное дело; иностранные учащиеся всегда отличались большей организованностью, дисциплиной, были более мотивированы на новые знания, имели уже дополнительные виды обучения, честолюбивы. Четыре года длился этот эксперимент, ход и промежуточные итоги которого постоянно публиковались, и даже посвящались целые номера в институтской газете «Энергетик» и легли в основу совершенно нового курса «Инженерное проектирование». Иностранные студенты-участники эксперимента, оставались объектом пристального внимания со стороны иностранного деканата и преподавателей группы Взятышева В.Ф. до конца их учебы. Много курсовых работ в последующем обучении были выполнены на уровне изобретений. Лучшие работы отмечались грамотами, призами, ценными подарками и свидетельствами об изобретении. К этому эксперименту была активно подключена и кафедра русского языка, где была создана группа из четырех преподавателей, которая разработала, методически обосновала и издала пособия и технические тексты, помогавшие студентам в освоении нового и сложного в лексическом смысле курса.

Многолетний опыт и анализ успеваемости иностранных учащихся и причины их отсева привели к необходимости создания межфакультетского 1-го курса, специально и только для иностранных студентов, так называемые курс и группы «И» (иностранцы). Для преподавания на этом курсе подбирались самые опытные преподаватели, обладавшие особой методикой преподавания для иностранных учащихся, где важны темп лекций, артикуляция, задиктовывание отдельных частей лекций, доверительный и мягкий характер взаимоотношений. Этот курс занимался по специально адаптированным программам и управлялся непосредственно иностранным деканатом в лице начальника курса «И» и декана. Такая практика существенно сократила отсев, особенно на младших курсах, легче и быстрее адаптировала студентов к совместному обучению на 2-ом курсе.

И все-таки отсев, по нашему мнению, был еще велик, что побудило руководство иностранного деканата, принять дополнительные меры, такие как:

- Перенос во времени сдачи отдельных экзаменов (иногда до последнего курса).

- При устойчивом неусвоении какого-либо предмета, по решению совместной (иностранного деканата и факультета) комиссии, допускалось изъятие из списка предметов, записываемых в приложение к диплому, одного или двух предметов, оставляя право выдачи диплома инженера

- Введение (впервые в практике советских вузов) четырехлетнего инженерного образования, уровня бакалавра технических наук, только для иностранных учащихся

- Организация большого количества дополнительных занятий, консультаций

- Прикрепление лучших советских студентов, оказывающих помощь отстающим иностранным учащимся

- Организация учебной взаимопомощи, как внутри землячества, так и со стороны других землячеств. Например, студенты из ГДР помогали африканским учащимся.

Как ни тяжела учеба в МЭИ, студенческая жизнь не могла протекать без большой, насыщенной и интересной внеаудиторной работы. Размеры статьи позволяют лишь напомнить наиболее значимые и яркие страницы культурно-массовой работы. Любая деятельность требует большой организационной подготовки и хорошего управления.

В масштабах страны во главе этой деятельности стоял Общесоюзный совет по делам иностранных учащихся, достаточно автономная организация, со своим бюджетам и подчинявшаяся непосредственно Министру высшего и среднего специального образования СССР.

Идеи многих общесоюзных мероприятий рождались в недрах этого Совета и им же финансировались и организовывались. Совет вел огромную издательскую деятельность, и среди иностранных учащихся бесплатно распределял очень много книг и брошюр о нашей стране, ее истории и современной международной жизни. Организовывалось большое количество тематических фестивалей, конкурсов, олимпиад, акций поддержки или протестов по злободневным международным событиям.

Общесоюзный Совет курировал и частично финансировал все программы зимнего и летнего каникулярного отдыха, организовывал тысячи поездок по стране, оказывал техническую и консультационную помощь всем зарегистрированным национальным и региональным землячествам иностранных учащихся.

Если обратится к практике нашего института, то автор этих строк много лет возглавлял внеаудиторную работу по линии иностранного деканата в ранге заместителя декана.

Главное место во внеаудиторной работе в МЭИ отводилось Интерклубу, у которого был длительный путь развития и становления. Начинал он с маленького, но уютного помещения в Доме культуры МЭИ, тесно с ним увязывая и свою деятельность, участвуя в многочисленных его кружках и коллективах.

В дальнейшем Интерклубу МЭИ был передан весь первый этаж одного из зданий общежития в студгородке. Это намного расширило возможность его деятельности. Актив Интерклуба насчитывал несколько десятков человек, во главе стоял Совет Интерклуба, возглавляемый его президентом. Базовой кафедрой в работе Интерклуба была кафедра русского языка. Почти каждый преподаватель этой кафедры имел свое место в том или ином направлении его работы. Действовали кружки любителей русского языка, литературный, театральный, музыкальный салон, клуб любителей кино, шахматно-шашечная секция, три оркестровых коллектива, коллектив бальных и национальных танцев, клуб встреч со знаменитыми и интересными людьми, с учеными МЭИ и страны, очень популярен был Дискуссионный Клуб, собиравший на свои заседания сотни студентов, приглашавший ведущих политологов того времени.

В здании Интерклуба, по вечерам, проводились вечера отдыха, танцевальные вечера, мероприятия по планам работы землячеств и интеротдела комитета ВЛКСМ МЭИ. Там же отмечались праздничные события и игрались свадьбы.

Наибольшее количество культурно- массовых мероприятий проводилось в рамках проведения, запомнившихся всем, Недель Дружбы. Все недели учебного года, кроме времени сессий и каникул, были заранее расписаны и распределены между всеми землячествами. Это, как правило, совпадало с главными национальными праздниками. В качестве примера возьмем «Неделю советско-арабской дружбы».

В подготовке и организации Недели принимали участие все структуры института, так или иначе связанные с интернациональной работой.

Основная тяжесть ложилась на Интеротдел комитета ВЛКСМ МЭИ. Продумывался до деталей весь план подготовки и проведения Недели дружбы. Включались все органы массовой информации МЭИ: газета «Энергетик», настенная газета «Дружба» орган совета землячеств МЭИ, настенные факультетские газеты, телевидение МЭИ, вывешивались фото-стенды с видами арабских стран. В учебных группах организовывались встречи-беседы на темы жизни арабских стран. Завершалась неделя традиционным концертом в Доме культуры МЭИ и дегустацией блюд арабской кухни в столовой №32. Широко и совместно готовились и все мероприятия‚ связанные со знаменательными датами нашей страны.

Особое место в интернациональной работе занимали зимние и летние каникулы. МЭИ многие годы был вузом-организатором зимних и летних интерлагерей на базе профсоюзных здравниц страны. Такие лагеря были в Подмосковье (Абрамцево и г. Солнечногорск) и на черноморском побережье Кавказа (г. Геленжик, г.Туапсе). По планам Интерработы всех уровней в течение всего учебного года велась большая подготовительная работа по организации интерлагерей. Подбирался интерактив лагеря, который готовил программы на каждый день жизни лагеря. Собирался материал, готовился реквизит, писались сценарии всех мероприятий, проходили репетиции. Время, проведенное в лагере, оставляло неизгладимое впечатление у всех иностранных учащихся. Путевки в лагерь оплачивались нашим государством.

Для любителей путешествий организовывались экскурсии во все уголки нашей страны. Наиболее популярны были экскурсии по Золотому кольцу, по историческим местам Подмосковья, городам-героям (Ленинград, Волгоград и др.). Особую популярность имели экскурсии в Среднюю Азию. Любители горнолыжного спорта, ежегодно, в дни зимних каникул, выезжали на горнолыжные базы Закавказья. Студентам постоянно предлагались билеты в театры и концертные залы Москвы.

С большим интересом и высокой активностью иностранные учащиеся принимали участие в таких, необычных для их стран, акциях, как коммунистические субботники. Многие годы основным местом проведения коммунистических субботников было депо Москва — Сортировачная —родина субботников, как Великого Почина.

Деканат хранит множество грамот, которыми были награждены иностранные учащиеся за активное участие в субботниках, на которых стоит подпись тогдашнего секретаря комсомольской организации Депо Москва — Сортировочная, а в н.в. руководителя администрации Президента РФ Волошина А.С.

Кульминацией, и как бы итогом всей годовой культурно-массовой работы являлся всегда «Весенний Интербал в МЭИ», который проходил в ДК МЭИ. В его подготовке и проведении принимал участие весь, без исключения, интерактив института. Это был смотр — конкурс всех коллективов художественной самодеятельности советских и иностранных учащихся. Также приглашались интерколлективы художественной самодеятельности других вузов Москвы. В Фойе ДК МЭИ выставлялись фотостенды, настенные стенгазеты, выставка, изделий художественного промысла зарубежных стран. Со сцены ДК награждались грамотами и ценными подарками активисты интерработы. А столовая №32 отдавалась в руки лучших кулинаров землячеств, готовились и раздавались участникам Интербала великолепные блюда национальных кухонь. И заканчивался интербал дискотекой.

В традициях и практике жизни студенчества были студенческие строительные отряды, которые ежегодно ‚ в летнее время выезжали в разные уголки страны с целью помочь в строительстве различных объектов. Это были и новостройки и завершение незаконченных строек, ремонтно-монтажные, восстановительные работы, строительные объекты в сельском хозяйстве и многое другое.

Это помогало нашей стране, которой не хватало рабочих рук, поддерживало финансово студентов и, наконец, это была большая жизненная школа будущих специалистов по самоорганизации, управлению и реализации конкретных дел. Создавались штабы ССО, заключались договоры на подрядные работы. Шло обучение студентов строительным специальностям в течение учебного года.

Участие в строительных отрядах было делом добровольным, но большое количество иностранных учащихся желало попробовать себя в конкретном деле, пожить в интернациональном коллективе, заиметь новых друзей, открыть для себя такие качества, как коллективизм, взаимопомощь, чувство долга и ответственности. И многие иностранные студенты были удостоены знаков и наград за это благородное дело.

К числу самых незабываемых мероприятий можно отнести праздники: «Посвящение в студенты» на 1-ом курсе и «Проводы выпускников».

Посвящение в студенты проводилось по сценариям, заимствованным из практики проведения подобных праздников на факультетах и адаптированных к иностранным учащимся. Этот праздник чаще всего проводился в домах отдыха Подмосковья, на берегах Москва-реки и в доме отдыха Измайловского парка в Москве.

Самой яркой заключительной точкой пребывания иностранных учащихся в Москве и в МЭИ были «Проводы выпускников» — это целый комплекс мероприятий, включавший в себя:

- Торжественное вручение дипломов

- Вечера-встречи на факультетах и кафедрах

- Вечера в интерклубе

- 2-х дневная поездка в историко-архитектурный памятник «Ростов Великий», с проживанием в древних палатах кремля, с прощальной торжественной трапезой, с безудержным весельем и трогательными слезами и слезами прощания.

В заключении следует заметить, что все вышеупомянутое происходило в дореформенный период жизни нашей страны и в совсем другой стране.

В 90-ые годы страна радикально изменила направление своего развития, избрав рыночный капиталистический путь. Исчезло почти все из привычного уклада и схемы жизни. Исчез лагерь бывших соц. стран, распался СССР, исчезла власть коммунистической партии и ее идеология, ликвидировался комсомол и все связанные с ним структуры и организации, которые были основой и проводником всей молодежной политики. Государство перестало оказывать безвозмездную помощь развивающимся странам в деле подготовки национальных кадров, на некоторое время полностью прекратился прием иностранных учащихся по межгосударственным соглашениям, а взамен пришли студенты, обучающиеся за свои деньги на контрактной основе.

Сейчас мы живем в более открытом обществе, без навязывания идей и образа мысли и жизни.

Но мы никогда не потеряем потребности в таких понятиях, как дружба между людьми и народами, как взаимопонимание и взаимопомощь, как сострадание и соучастие и, наконец, как долг перед прошлым, на фундаменте которого мы развиваемся и стремимся строить новое государство, новую жизнь, новые межгосударственные и межличностные отношения.

_________________________________________________________________

Статья написана по воспоминаниям сотрудников деканата по работе с иностранными студентами разных лет

15.12.2023 15:15