Российско-Монгольский
институт (РМИ) был создан для организации совместных образовательных программ
по новым направлениям техники и технологии в интересах Монголии на основании
Межправительственного Соглашения между Монголией и Россией от 18 февраля 1997
года, приказа министра Науки и просвещения Монголии, распоряжения мэра
Улан-Батора от 26 июля 1996 года № 126/А-184.
В 1999 году при
содействии Монгольской Академии наук и Министерства инфраструктуры Монголии был
подписан договор между МЭИ и Уланбаторским Университетом (УБУ) о создании
Образовательного центра МЭИ в Улан-Баторе, как подразделения РМИ, для
реализации совместных образовательных программ.
В 1999 году был открыт
прием студентов на первый курс по направлению Радиотехника и на
Подготовительный факультет.
В 2000 году открыт прием
на направления Радиотехника, Электроэнергетика, Теплоэнергетика.
В 2001 году открыт прием
на направления Радиотехника, Экономика и менеджмент предприятия,
Электроэнергетика, Теплоэнергетика.
В 2001 году первые
студенты были переведены на третий курс МЭИ.
В 2003 году в МЭИ
состоялся первый выпуск бакалавров, которые начали обучение в РМИ. Первые
выпускники данной программы поступили в магистратуру МЭИ.
В 2003 году
Образовательный центр МЭИ стал основой для создания Консорциума «Московские
Университеты в Монголии», в который вошли: МЭИ(ТУ), Московский государственный
строительный университет, Московский государственный университет путей
сообщения (МИИТ), Московский государственный университет леса.
ВУЗы
– участники Консорциума на первом общем собрании представителей избрали
правление Консорциума в составе:
• проректора по международным связям
Московского энергетического института (технического университета) Желбакова
И.Н.,
• проректора по международным связям
Московского государственного строительного университета Жихарева Ф.К.,
• первого проректора Московского
государственного университета путей сообщения Выгнанова А.А.
Головным ВУЗом
Консорциума на пять лет, начиная с даты проведения данного Общего Собрания, был
назначен Московский энергетический институт (технический университет) –
МЭИ. Председателем Правления Консорциума
на указанный период выбрали проректора по международным связям Московского энергетического
института (технического университета) Желбакова И.Н.
Весной 2004 года
Образовательный центр МЭИ провел Первую Московскую Олимпиаду по естественным
наукам и истории Москвы в Монголии. Олимпиада проходила среди разных категорий
школьников. Сначала была проведена Олимпиада в Улан-Баторе среди российских
спецшкол и монгольских спецшкол с обучением на русском языке. На тот момент
таких школ в Монголии, имеющих 11 классов, в Монголии семь. Олимпиада
проводилась по естественным наукам (физике, биологии, химии), математике,
информатике и истории Москвы.
После этого в пяти
крупнейших городах Монголии была проведена аналогичная Олимпиада среди
монгольских школьников. Олимпиада проводилась по физике, математике и русскому
языку. Задания по математике и физике дублировались на русском и монгольском
языках.
Во время проведения
Олимпиады школьники подробно информировались о деятельности ОЦ и о перспективах
обучения в России.
В разных городах Монголии
в ней приняли участие свыше 1000 школьников. Около ста из них были отмечены
грамотами, ценными и денежными призами. 7 победителей получили право на
бесплатное обучение в Вузах России по квотам Правительства Российской
Федерации. Олимпиада была проведена при поддержке Посольства РФ в Монголии,
Российского Центра Науки и Культуры (РЦНК) в Улан-Баторе и Представительства
Московского Центра международного сотрудничества (МЦМС). Проведение Олимпиады
отмечено благодарственными письмами Посольства РФ в Монголии и Департамента
международных связей города Москвы.
Победители Олимпиады из
разных городов, были приглашены в РЦНК в Улан-Баторе, где им в торжественной
обстановке, были вручены многочисленные призы. Данное событие проходило в
рамках Праздника русской словесности и широко освещалось в прессе и на
телевидении.
В октябре 2008 года между
Консорциумом «Московские ВУЗы в Монголии», Новосибирским межвузовским центром
международного образования «NICE» и Центром международного
учебно-научно-технологического сотрудничества «Интернаука» было подписано
Соглашение о создании Альянса «Российские ВУЗы в Монголии».
Данный Альянс создан в целях изучения и
внедрения инновационных разработок в области международного образования,
использования накопленного Участниками в данной области опыта, проведения
совместной согласованной политики на образовательном рынке Монголии и других
государств.
Председателем Альянса
избран проректор по международным связям Московского энергетического института
(технического университета) Игорь Николаевич Желбаков. В Правление Альянса
вошли также Печорина Анна Викторовна, директор Центра международного
учебно-научно-технологического сотрудничества «Интернаука» (г.Ростов-на-Дону) и
Извекова Татьяна Федоровна, директор Центра международного образования и
языковой коммуникации Новосибирского государственного медицинского университета
(от «NICE»).
Образовательный Центр МЭИ
(далее ОЦ) в Улан-Баторе являлся уникальным образовательным учреждением. Не
являясь изначально коммерческим проектом, ОЦ смог за пять лет своего
существования не только выжить, но и заметно усилить свои позиции. Исключая
начальный период, ОЦ существовал на условиях полной самоокупаемости.
Для того чтобы успешно
развиваться, совершенствовать материально-техническую базу, было необходимо
постоянно увеличивать численность студентов, обучающихся в ОЦ. На протяжении
ряда лет это удавалось, однако в 2009, впервые, численность студентов не
возросла.
Основными причинами такой
ситуации стали нижеперечисленные факты.
Перечень специальностей,
по которым ведется обучение в МЭИ, был указан выше (Радиотехника, Экономика и
менеджмент предприятия, Электроэнергетика, Теплоэнергетика). Однако в ходе
рекламных компаний руководство ОЦ столкнулись с пожеланиями родителей учить
своих детей и по другим направлениям.
Помимо достаточно высокой
стоимости обучения в Москве, дополнительные расходы (питание, проживание в
общежитии, карманные расходы и т.п.) делали обучение монгольских студентов в
Москве довольно дорогостоящим делом.
С этим фактором
перекликается и следующий: в результате чисто политических решений, количество
квот на бесплатное обучение граждан Монголии в России, предоставляемых
Правительством России составляло 200. Плюс еще квоты, которые выдаются
отдельными регионами и ведомствами. Если все просуммировать, то бесплатно
обучаться в России ежегодно могли около 300 человек. Эта цифра превышает количество
предоставляемых всеми другими странами вместе квот в несколько раз. Этот шаг не
привел к тем положительным результатам, на которые рассчитывали при его
введении. Позиции русского языка не крепли. Вторым официальным языком в
Монголии стал английский. Кроме того, из-за большого количества возможностей
бесплатного обучения в России, сама значимость российской квоты практически
обесценилась. Получив российскую квоту, ребята пробовали получить квоты других
стран. И часто отказывались от российской. В условиях такого обесценивания
российского образования, возникали значительные трудности в продвижении
проектов коммерческого образования.
Во времена
функционирования Образовательного Центра в Монголии несколько раз вставал
вопрос об открытии Филиала МЭИ в Монголии. В те годы существовал Филиал РГУ им.
Плеханова, и, глядя на него, становилось понятно, что модель Филиала не
являлась возможной, и сопровождалась очень большим количеством сложностей, как
с российской, так и с монгольской стороны. А модель ОЦ, опирающаяся только на
Академию наук в Монголии, не имела достаточного финансирования со стороны
энергетического комплекса.
Этот опыт
функционирования ОЦ в Монголии показал, что в дальнейшем, при реализации схожих
по сущности проектов надо четко описывать финансовые условия существования
Филиалов. И в последующем, модель образовательного центра, который существует
на территории зарубежной страны и финансируется заинтересованной страной,
показала себя наиболее оптимальной для решения задачи профессиональной подготовки
кадров: с одной стороны, принимающая сторона становится максимально
замотивирована на целевую подготовку своих специалистов, с другой – университет
может в полной мере реализовывать образовательные программы, не обременяя себя
организационными вопросами.