KulebakinVS.jpg

Академик Виктор Сергеевич Кулебакин, крупнейший специалист в области электротехники, автоматики и авиационного электрооборудования, заслуженный деятель науки и техники РСФСР, генерал-майор инженерно-авиационной службы родился 30 октября 1891 года в семье сельского учителя.

Среднее образование он получил в Москве в Набилковском коммерческом училище, которое окончил в 1909 году с золотой медалью, и в том же году поступил в Московское высшее техническое училище. В МВТУ Кулебакин В.С. специализировался в области двигателей внутреннего сгорания и электротехники и, кроме того, заинтересовавшись вопросами авиации, прослушал соответствующие курсы, читаемые профессором Н.Е. Жуковским. В 1914 году он с отличием закончил МВТУ со званием инженера-механика.

После окончания МВТУ В.С. Кулебакин был рекомендован для подготовки к профессорскому званию. Начавшаяся империалистическая война помешала этому, и после двух месяцев работы в качестве преподавателя в Средней технической школе он в октябре 1914 года был отправлен на фронт. Военная служба В.С. Кулебакина протекала с 1914 по 1918 годы в авиационных частях. В 1915 году В.С. Кулебакину была присвоена квалификация пилота-авиатора, а затем он окончил теоретические курсы в Гатчинской школе военных летчиков.

В 1916 году он был привлечен профессором Н.Е. Жуковским к преподаванию курса авиационных двигателей в МВТУ, а затем и электротехники, с этого времени начинается его педагогическая и научная деятельность. Через три года после начала работы в МВТУ В.С. Кулебакин был избран по конкурсу профессором Механико-электротехнического института им. Ломоносова, а в 1922 году – профессором МВТУ. В 1923 году В.С. Кулебакин был приглашен для работы в Военно-воздушную академию им. Жуковского на должность заведующего кафедрой электротехники.

В 1926 году В.С. Кулебакин возглавил созданную им новую кафедру и лабораторию электроаппаратостроения в МВТУ, которая позднее отошла к МЭИ. В лаборатории были поставлены учебные и научно-исследовательские работы по автоматическим регуляторам, пускорегулирующей аппаратуре и аппаратам регулирующих устройств. Кафедра во Всесоюзном конкурсе высших учебных заведений за лучшую постановку работы получила первую премию в 1937 году.

С его именем связано возникновение специализации по электрическим аппаратам. С 1932 года по 1934 год В.С. Кулебакин работал заместителем директора МЭИ по научной и учебной работе.

В 1933 году В.С. Кулебакин был избран членом-корреспондентом, а в 1939 году действительным членом Академии наук СССР.

Академиком В.С. Кулебакиным проведены важные теоретические исследования переходных процессов в синхронных машинах, по кинетике возбуждения электрических машин, были разработана теория конденсаторных асинхронных двигателей и предложена система переменного тока для рудничных электровозов, за внедрение которых он был удостоен Государственной премии в 1950 году.

Книги В.С. Кулебакина «Испытание электрических машин и трансформаторов» и «Автоматическое регулирование электрических машин» явились основными учебными пособиями в то время для подготовки специалистов в этой области.

Большую теоретическую и практическую ценность представляют работы В.С. Кулебакина в области электрических аппаратов. Им разработаны теория и методы расчета пускорегулирующей аппаратуры и написан учебник «Пускорегулирующая аппаратура», а также создана теория работы вибрационных и угольных регуляторов напряжения и разработаны методы выбора основных параметров электрических автоматических регуляторов.

В институте Автоматики и телемеханики АН СССР, который был создан по инициативе В.С. Кулебакина и директором которого он являлся, были проведены большие исследования в области автоматизированного электропривода и, в частности, по импульсному регулированию скорости вращения двигателей.

В.С. Кулебакин создал теорию работы электромашинных усилителей и обосновал возможность использования их в схемах автоматических следящих систем и авиации.

Особое место в деятельности В.С.Кулебакина занимают его исследования в области авиационной электротехники, родоначальником которой он являлся. Им созданы фундаментальные труды, способствовавшие развитию электрификации летательных аппаратов. Свои исследования он обобщил вместе со своими учениками в книге «Электрификация самолетов», это единственный, капитальный труд в данной области, как у нас, так и за рубежом. Эта монография являлась учебником для студентов и пособием для инженеров при проектировании новых систем автоматического и электрического оборудования летательных аппаратов. Недаром эту монографию называют «энциклопедией авиационного инженера».

Во время Великой Отечественной войны он выезжал на фронт, чтобы оказать непосредственную помощь авиационным частям на месте по электрооборудованию самолетов.

Наряду с чисто научной и педагогической деятельностью он уделял внимания промышленности, в течение ряда лет, являясь консультантом на заводах «Радио» и «Электрозавод», состоял членом научно-технических комитетов и обществ, с 1918 по 1921 годы работал по электрификации Подмосковного угольного бассейна и выполнял работы по заданию комиссии ГОЭЛРО.

При непосредственном участии академика В.С. Кулебакина вместе с К.А. Кругом в 1921 году был создан Государственный экспериментальный институт, позднее переименованный во Всесоюзный электротехнический институт (ВЭИ), где он в течение ряда лет работал заместителем директора, заведующим измерительным и аппаратным отделами и главным научным руководителем института.

С 1940 года В.С. Кулебакин был назначен членом Совета технико-экономической экспертизы Госплана СССР. С 1951 года В.С. Кулебакин принимал активное участие в работах АН СССР по оказанию научной помощи и содействию строительству крупных гидроэлектростанций, возглавляя бригаду ученых по Сталинградскому гидроузлу. За научные достижения в 1961 году В.С. Кулебакину было присвоено почетное звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В.С. Кулебакин являлся членом бюро ОТН, главным редактором Известий ОТН АН СССР, членом редакционно-издательского совета АН СССР, председателем редакционной комиссии по изданию всех материалов и трудов ГОЭЛРО. С 1926 по 1935 годы являлся председателем учебно-методической комиссии по энергетическим вузам ГУУЗ ВСНХ и Комитете высшего технического образования. Много лет состоял членом Высшей аттестационной комиссии.

Заслуги академика В.С. Кулебакина были высоко оценены Правительством. Он награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени, орденом Трудового Красного Знамени, тремя орденами Красной Звезды, орденом «Знак Почета» и медалями. Учитывая особые заслуги академика В.С. Кулебакина в укреплении обороноспособности нашей страны, ему было присвоено в 1942 году военное звание генерал-майора инженерно-авиационной службы.

Академик В.С. Кулебакин опубликовал свыше 200 научных работ – книг и статей.

14.10.2014 19:06