Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО)
О внутренней системе оценки качества образования
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) является системой управления качеством образования. Она включает в себя комплекс организационных структур, методологических подходов и процедур, нацеленных на оценку образовательных достижений студентов и эффективности деятельности образовательной организации
ВСОКО является частью системы менеджмента качества, реализованной в НИУ «МЭИ».
ВСОКО опирается на локальные нормативные акты, регулирующие разработку учебно-методической документации, сопровождение учебного процессов, проведение процедур оценки качества образования и получения обратной связи от участников образовательного процесса.
Целью ВСОКО является совершенствование программ высшего образования и исключение нарушений требований к организации образовательного процесса, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах и образовательных стандартах высшего образования, самостоятельно разработанных НИУ «МЭИ».
Задачи ВСОКО:
1. формирование единой системы оценки качества образования и своевременное выявление изменений, влияющих на его качество;
2. получение объективной информации об образовательной деятельности НИУ «МЭИ»;
3. принятие обоснованных, эффективных и своевременных управленческих решений по повышению качества образования.
Документы к разделу
Положение об организации ипроведении внутренней независимой оценки качества образования пообразовательным программам высшего образования - программам бакалавриата,программам специалитета и программам магистратуры, реализуемым в ФГБОУ ВО «НИУ«МЭИ»
Элементы внутренней системы оценки качества образования
ВСОКО включает в себя следующие элементы:
1. мониторинг качества образовательных программ, анализ качества разработанных учебно-методических материалов;
2. мониторинг качества преподавания педагогических работников в рамках контактной работы;
3.контроль освоения обучающимися образовательных программ;
4. проверка остаточных знаний;
5. формирование портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся, проведение олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям);
6. оценка качества кадрового состава;
7. проведение процедуры анкетирования студентов;
8. проведение опроса сотрудников, студентов и работодателей;
9. проведение ежегодной процедуры самообследования.
На что опирается внутренняя система оценки качества образования
ВСОКО опирается на следующие принципы:
- объективность, достоверность, полнота и системность информации о качестве образования;
- реалистичность требований, норм и показателей качества образования;
- открытость и прозрачность процедур оценки качества образования;
- доступность информации о состоянии и качестве образования для всех участников образовательного процесса;
- оптимальность использования источников первичных данных для определения показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования);
- применение информационных систем и цифровых технологий для сбора и анализа данных;
- взаимное дополнение оценочных процедур, установление между ними взаимосвязей и взаимозависимости;
- получение обратной связи от студентов, преподавателей и работодателей;
- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества.
Описание элементов ВСОКО по программам высшего образования
Инструмент оценки качества
|
Предмет оценки
|
Регулярность/ срок проведения
|
Кто принимает решение о рамке качества
|
Кто несет ответственность за соблюдение рамки качества
|
Используемые информационные системы
|
Элемент 1. Мониторинг качества образовательных программ, анализ качества разработанных учебно-методических материалов
|
Оценка качества учебных планов
|
Соответствие учебных планов требованиям ФГОС ВО, ОС ВО и локальным нормативным актам
|
Ежегодно/при создании учебного плана ОП
|
Первый проректор
|
Руководитель образовательной программы
|
ЭлМЭИ
|
Оценка качества рабочих программ дисциплин, практик, ГИА (РПД, РПП, РП ГИА))
|
Соответствие целям образовательной программы, обоснованная сложность материалов для студентов, актуальность используемых материалов
|
Не чаще одного раза в год и не реже одного раза в пять лет/ до начала учебного года
|
Руководитель ОП образовательной программы / начальник ОМО УКО
|
Заведующий кафедрой, реализующей дисциплину, практику, ГИА
|
ЭлМЭИ
|
Элемент 2. Мониторинг качества преподавания педагогических работников в рамках контактной работы
|
Коэффициент эффективности преподавателя
|
Количество положительных результатов текущего контроля, промежуточной аттестации, проверки остаточных знаний, положительных отзывов студентов
|
В режиме реального времени
|
Первый проректор
|
Преподаватель
|
БАРС
|
Соблюдение требований качества при проведении занятий, промежуточной и итоговой аттестации
|
Соответствие содержания и формы проведения занятий, промежуточной и итоговой аттестации заявленным в рабочей программе дисциплины
|
Не чаще одного раза в месяц / во время промежуточной и итоговой аттестации
|
Первый проректор
|
Преподаватель / заведующий кафедрой, реализующей дисциплину, практику, ГИА
|
БАРС, РУЗ
|
Элемент 3. Контроль освоения обучающимися образовательных программ
|
Оценка качества и регулярности учебной деятельности студента
|
Соответствие результатов обучения требованиям, указанным в РПД и РПП
|
В соответствии с датами текущего контроля и промежуточной аттестации
|
Преподаватель, ответственный за реализацию дисциплины
|
Студент
|
БАРС
|
Проверка выпускных квалификационных работ (ВКР) обучающихся на объем заимствований
|
Соблюдение академических норм при написании ВКР студентами
|
В соответствии с датами проведения ГИА
|
Руководитель ВКР/ ГЭК
|
Студент
|
Система антиплагиат
|
Оценка динамики успеваемости студентов
|
Учебные достижения студентов (в сравнении)
|
Два раза в год/после зимней и летней сессий и после периодов пересдач
|
Первый проректор
|
Заведующий кафедры, реализующую дисциплину и практику
|
БАРС
|
Процедура государственной итоговой аттестации
|
Качество подготовки выпускника, соответствие результатов освоения образовательной программы требованиям образовательного стандарта
|
В последний год обучения / в соответствии с графиком учебного процесса
|
Государственная экзаменационная комиссия с внешним председателем и наличием представителей работодателей.
|
Заведующий выпускающей кафедрой
|
БАРС
|
Элемент 4. Проверка остаточных знаний (ПОЗ)
|
Оценка за прохождение тестирования по каждой дисциплине
|
Соответствие результатов ПОЗ результатам промежуточной аттестации
|
В каждом семестре
|
Первый проректор
|
Преподаватель / заведующий кафедрой, реализующей дисциплину
|
СДО Прометей
|
Элемент 5. Формирование портфолио учебных и внеучебных достижений обучающихся, проведение олимпиад и других конкурсных мероприятий по отдельным дисциплинам (модулям)
|
Рейтинг студентов в ИС БАРС
|
Результаты участия студентов в олимпиадах, конкурсах и иных интеллектуальных соревнованиях
|
В соответствии с графиком проведения мероприятий
|
Первый проректор
|
Начальник ОПД и ТС
|
БАРС
|
Элемент 6. Оценка качества кадрового состава
|
Оценка профессионального уровня преподавателя Университета
|
Соответствие НПР требованиям, установленным законодательством РФ и критериям, установленным в НИУ «МЭИ»
|
В соответствии с графиком проведения предварительной работы по рассмотрению конкурсных документов
|
Первый проректор
|
Заведующий кафедрой, на которой работает преподаватель
|
портал Университета
|
Элемент 7. проведение процедуры анкетирования студентов
|
Студенческая оценка преподавания
|
Соответствие качества преподавания критериям НИУ «МЭИ
|
После успешного прохождения промежуточной аттестации по каждой дисциплине
|
Первый проректор
|
Заведующий кафедрой, на которой работает преподаватель
|
БАРС
|
Элемент 8. Проведение опроса сотрудников, студентов и работодателей
|
Опрос сотрудников, студентов и работодателей об основных аспектах деятельности Университета
|
Удовлетворённость студентов и НПР различными аспектами учёбы и работы в НИУ «МЭИ», их отношение к стратегии развития университета.
|
Ежегодно по плану центра конкурентных исследований
|
Проректор по международной деятельности
|
Директор центра конкурентных исследований
|
BI- системы с использованием ИИ
|
Форма обратной связи для студентов НИУ «МЭИ»
|
Отзывы студентов о процессе обучения
|
По мере поступления сообщений в форму
|
Дирекции институтов
|
Директор института
|
Личный кабинет студента
|
Элемент 9. Проведение ежегодной процедуры самообследования
|
Отчет о самообследовании
|
Анализ выполнения мероприятий по повышению качества образования
|
Ежегодно
|
Ректор
|
Начальник учебного управления
|
Информационные системы НИУ «МЭИ»
|
Инструменты получения обратной связи от студентов, преподавателей и работодателей
Получение обратной связи от студентов и преподавателей
Студенческая оценка преподавания дисциплин
Студентами оценивается каждая дисциплина по критерию возможной рекомендации преподавателя по методике eNPS по шкале от 0 до 10. Если по одной дисциплине студент контактирует с несколькими преподавателями, то он имеет возможность оценить каждого по отдельности.
Обратная связь от работодателей об удовлетворённости качеством образовательной деятельности университета
Обратная связь от работодателей об удовлетворенности качеством образовательной деятельности обеспечивается рецензированием работодателями образовательных программ, опросами внешних членов государственных экзаменационных комиссий и работодателей, принимающих участие в реализации образовательных программ или партнёрстве с ними.
Представители работодателей принимают участие в формировании тематика курсовых проектов и работ, практик и выпускных квалификационных работ студентов.
Опросы внешних членов государственных экзаменационных комиссий оценивают их удовлетворённость качеством подготовки выпускников и качеством учебной деятельности на образовательных программах.
Ежегодно по плану центра конкурентных исследований проводятся специализированные опросы работодателей и (или) их объединений по различным аспектам удовлетворенности качеством образовательной деятельности. Опросы являются частью единой системы мониторинговых исследований НИУ «МЭИ», которая позволяет обеспечивать руководство и структурные подразделения необходимой информацией о качестве образования.