По материалам статьи А.Е. Тарасова, О.Ю. Бибичевой, Е.Г. Гуличевой, М.С. Осиповой

Выпускники: история и наши дни

 

Создание и функционирование различных объединений иностранных выпускников советских вузов началось в СССР во второй половине 60-х годов, и к 1991 году в мире действовали свыше 70 ассоциаций выпускников советских вузов [3]. В 90-х годах прошлого столетия более половины из них прекратили свое существование. Вместе с тем сейчас, ввиду тектонических сдвигов в геополитических процессах,  происходят не только возрождения, но и организации новых объединений иностранных выпускников.

С 1946 (1943) года МЭИ ведет подготовку иностранных студентов и аспирантов. На сегодняшний день в МЭИ подготовлено более 17000 зарубежных специалистов в разных областях из более чем 100 стран мира. Первыми иностранными выпускниками МЭИ стали выпускники 1948 года, граждане Испании – Меркадер Луис и Катала Хосе 1952 года, граждане Болгарии – Стефан Василев и Кирил Кирков. Стефан Василев в последствии стал председателем Комитета Народной Республики Болгарии по использованию атомной энергии, ему было присвоено звание «Почетный доктор МЭИ». В разные годы МЭИ окончили экс-Премьер Государственного совета Китая Ли Пэн и экс-Президент Румынии Ион Илиеску, министры энергетики и руководители крупных энергетических компаний многих стран мира. И уже в 1969 году МЭИ выпустил 1000-го иностранного специалиста, гражданина Афганистана Раз Мохаммед Пактин, который в последствии стал первым Послом Афганистана в СССР, Министром энергетики Демократической Республики Афганистан (ДРА), а затем — Министром внутренних дел ДРА.

В 1955 году, впервые среди вузов СССР, обучающих иностранных граждан, в МЭИ был создан Совет Землячеств – орган самоуправления иностранных студентов. В 1964 году был создан Интерклуб МЭИ, который занимался организацией досуга и внеаудиторной работой с иностранными и советскими студентами и аспирантами. Тогда в МЭИ регулярно проводились интерлагеря в период летних и зимних каникул, вечера дружбы в Доме культуры МЭИ, ярмарки и дни национальной кухни.

По мере увеличения численности иностранных студентов, возникла необходимость создания в структуре деканата по работе с иностранными учащимися МЭИ сектора по связи с иностранными выпускниками. В то время только МГУ и МЭИ получили разрешение Минвуза СССР на создание такого сектора. В1989 году в связи с большим числом иностранных выпускников, было принято решение об организации самостоятельного отдела по работе с иностранными выпускниками. Созданный отдел направил свои усилия на развитие отношений с выпускниками.

В годы, предшествующие перестройке, была создана уникальная картотека иностранных выпускников. До 2015 года в России велась единая база всех иностранных выпускников. База хранилась на серверах МЭИ и содержала не только количественные данные о зарубежных выпускниках, как принято теперь, но и карточки с данными выпускника, которые можно было получить любому вузу по запросу.

В 1995 году создана Ассоциация выпускников МЭИ (ТУ) (в последствии – Клуб друзей МЭИ). Первыми иностранными членами ассоциации стали: в то время премьер Госсовета Китая Ли Пэн и президент Румынии Ион Илиеску.

Выпускники из зарубежных стран высказывают пожелание приехать в Москву с семьей, показать детям город, познакомить с университетом, вспомнить свои юные годы. Формировались династии выпускников МЭИ: выпускники направляли на обучение в Москву своих детей. Для таких династий предусматривалась льгота: детям предоставлялась скидка 10% от стоимости контакта на обучение. Память о России настолько сильна, что выпускники ищут связи с соотечественниками спустя много лет. Выпускники из Венгрии собрались впервые в 2000 году, объединились в ассоциацию и решили встречаться каждые 5 лет. И сейчас, выпускники из Ливана создали свои ассоциацию выпускников МЭИ, активно общаются в социальных сетях и мессенджерах.

До 1991 года существовала система поддержки зарубежных выпускников со стороны государства. Затем по причине политических преобразований система поддержки была упразднена. В 2000 году в рамках празднования 70-летия МЭИ была организована первая встреча иностранных выпускников, которая планировалась как самоокупаемая (без финансовых затрат со стороны МЭИ). Конечно, в силу ряда обстоятельств, смогли приехать немногие желающие.

Таким образом, во времена СССР выпускник советского вуза был полноценным агентом влияния за рубежом: поддерживал политические цели СССР, вел работу по совместным технологическим проектам с зарубежными странами, продвигал за рубежом советские технологии, обеспечивал функционирование крупных инфраструктурных проектов за рубежом. С выпускниками поддерживались тесные связи не только на уровне университетов, но и при государственной поддержке.

Современная реальность отражает слабую нацеленность на целевой набор в интересах России, отсутствие поддержки выпускников в дальнейших образовательных траекториях, фактический отказ от использования потенциала выпускников в интересах России. Кроме того, постоянное увеличение числа квот на обучение в Российской Федерации иностранных граждан (рис. 1), с одной стороны, можно считать позитивным фактором, ведущим к росту числа студентов российских вузов, но, с другой стороны, это ведет к обесцениванию значимости российского образования.

 

01-01.png

Рисунок 1. Число выделяемых государством квот на обучение в РФ граждан иностранных государств

 

В рамках существующей системы иностранные студенты, успешно прошедшие процедуру поступления в российский вуз, получают квоту на обучение на подготовительном факультете/отделении для изучения русского языка, затем продолжают обучение в бакалавриате по выбранному направлению. Таким образом, иностранный гражданин – студент российского вуза – пользуется льготами и финансовой поддержкой правительства России на протяжении 5 лет, пока не закончит обучение. После завершения обучения в бакалавриате и получения диплома о высшем образовании иностранные выпускники российских вузов вновь должны участвовать в конкурсе на получение уже новой квоты – теперь для обучения в магистратуре. В случае неудачи в конкурсе на обучение в магистратуре в России, они уезжают на родину, поступают в ВУЗы уровнем ниже в своей стране или выбирают другие страны для продолжения обучения. Таким образом, государственные финансовые затраты и усилия со стороны российских вузов в течение 5 лет нивелируются, зарубежный выпускник остается  не удовлетворен отсутствием возможности продолжить обучение в России и необходимостью искать новый ВУЗ в своей стране или в других странах. Мы сталкиваемся с отсутствием рычагов воздействия для воспитания из выпускников агентов влияния за рубежом.

Для изменения сложившейся ситуации, активизации рычагов «мягкой силы», формирования позитивного облика страны в целом и российского образования в частности, необходима формирование модели непрерывного образования для иностранных студентов в интересах России. В условиях внедрения такой модели, станет возможным не только формирование положительного образа России за рубежом, но и возвращение к концепции поддержки технологических проектов РФ за рубежом, станет возможным воспитание агентов влияния России в разных странах.

Здесь необходимо понимание того, что каждый въезд иностранного выпускника в Россию даёт множество стандартных механизмов для его ориентации в интересах РФ: не только возможность вспомнить студенческие годы, но, в первую очередь, получить дополнительные навыки про своей специальности.

С целью реализации модели предлагается:

выделение приоритетных квот для иностранных выпускников, желающих повышать уровень своего образования;

формирование предложений по стажировкам, программам повышения квалификации для выпускников, работающих у себя на родине;

помощь в вопросах поступления для заинтересованных родственников и людей, находящихся в зоне влияния выпускников.

С 1976 года по 1992 год ежегодно на базе 6 факультетов МЭИ проводили летние курсы повышения квалификации для иностранных выпускников. За 16 лет более 2500 иностранных специалистов, выпускников различных ВУЗов СССР, получили свидетельства о повышении квалификации МЭИ. Курсы финансировались из специальных фондов Минвуза СССР.

Безусловно, определяющую роль при внедрении модели играет русский язык. Россия имеет огромный потенциал для развития целого ряда отраслей, и задача вузов обеспечить эти отрасли высококлассными инженерами и учеными, популяризировать российское образование, делать его привлекательным для иностранного потребителя, развивать образовательные программы именно на русском языке, использовать инновационные подходы к образованию.

С целью реализации модели необходимо выделить заинтересованные стороны (рис.2). Из общего числа квот для иностранных граждан необходимо выделение доли для работы с выпускниками на протяжении всей жизни. Выделяемые квоты предлагается распределить  по вузам в соответствие с приоритетными экономическими, технологическими и политическими целями (проектами) России в странах в тесном контакте с заинтересованными организациями России (Росатом, Минэнерго России, Минпромторг и т.д.)         

рисунок 2-min.png


Рисунок 2. Схема реализации модели непрерывного образования для иностранных студентов в интересах России

Выпускник вуза является одним из наиболее ценных активов, оказывающих влияние на репутационные характеристики университета. Стремление привлечь в страну как можно больше иностранных студентов и получить своих агентов влияния за рубежом, лояльных к стране и российскому образованию, должно быть подкреплено  предложением условий, привлекательных для выпускников.

 

 

​​​
15.12.2023 15:17