Современный
университет, чтобы быть признанным на мировой арене и иметь возможность влиять
на международную научно-образовательную повестку, должен встраиваться в
глобальные сети студенческой и академической мобильности, циркуляции научного
знания согласно современным образовательным траекториям.
Вместе
с тем, масштабные задачи и растущие требования к качеству результатов
деятельности вузов зачастую сопровождаются сокращением финансирования. В связи
с этим в международной деятельности вузов широкое распространение имеют
различные формы взаимодействия (стратегические альянсы, партнерства, сети и
т.д.).
Одной
из наиболее распространенных форм взаимодействия стало участие зарубежных вузов
в работе сетей, нацеленных на поиск и обмен лучшими практиками управления,
реализацию совместных образовательных программ и проектов в сфере
индустриального сотрудничества. Сегодня сетевая модель учреждения является
моделью инновационного университета XXI века и имеет ряд преимуществ (Таблица
1).
Вузы
используют сетевые формы реализации образовательных программ на основе договора
между организациями, которые совместно разрабатывают и утверждают.
Наряду
с вузами в реализации образовательных программ также могут участвовать
организации культуры, научные, медицинские, физкультурно-спортивные и иные
организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления обучения,
проведения учебной и производственной практики и осуществления других видов
учебной деятельности, предусмотренных соответствующей образовательной
программой. Это позволяет рассматривать сетевой университет как систему
взаимодействия «вузы – бизнес – академическая наука – органы власти».