Прием иностранных студентов в МЭИ

С 1946 года НИУ «МЭИ» занимается подготовкой кадров для энергетических предприятий зарубежных стран-партнеров. Подготовлено более 84 000 специалистов из 124 стран мира.

Первые иностранные студенты в МЭИ появлялись стихийно, на разных факультетах и кафедрах, на разных курсах. Как правило, это были дети революционеров Болгарии, Китая, Испании, закончившие интернат в Иваново. Они знали русский язык, имели неплохую подготовку и легко входили в коллектив своих групп.

Проблемой стал приезд первых крупных национальных групп непосредственно из стран. Вследствие чего появилась необходимость в создании в институте специального подразделения, занимающегося проблемами иностранных студентов.

Для решения этого вопроса начальником курсов студентов-иностранцев был назначен Надеждин C.В.

Позже в 1953 году открылось новое подразделение под названием Иностранный отдел, который занимался вопросами организации приема специалистов всех уровней из различных стран. Надеждин C.В. возглавлял деканат по работе с иностранцами и иностранный отдел.

Советский Союз в послевоенные годы имел высочайший авторитет и обладал огромной притягательной силой для прогрессивной молодежи.

Первый непальский студент Шрестха Хариман, поступивший на гидроэнергетический факультет, как-то в беседе сказал: «Я для нашего народа как Гагарин для Вас, - Я открыл новый мир – мир Советского Союза».

Первые десять студентов МЭИ из Вьетнама в течение двух месяцев из джунглей, где шла война и где они активно непосредственно участвовали в боях, добирались «тропами Хо Ши Мина» до границы с Китаем и оттуда - поездом до Москвы. Они были первыми вьетнамскими студентами в СССР. Они не имели теплой одежды и обуви, совершенно не знали русского языка, только один из них, Нгуен Хиян, окончил лицей и владел французским языком. Много лет до приезда в Москву они плохо питались, болели малярией и желудочными заболеваниями. Вот тогда стало понятно, что мы готовим «штучную продукцию», и совершенно необходим индивидуальный подход с учетом всех факторов: возраста, национальности, уровня подготовки, здоровья, жизненного опыта, культурного уровня, состояния экономики страны студента и многого другого.

В апреле 1997 года по приглашению вьетнамских выпускников Надеждин C.В. принял участие в учредительном собрании в Ханое, на котором была создана ассоциация выпускников МЭИ. Руководители ассоциации впервые получили полный список выпускников-вьетнамцев, который содержал 400 инженеров, 100 кандидатов наук и 4 доктора наук. Они даже не подозревали о масштабности вклада МЭИ! Конечно, в собрании участвовали и первые выпускники, ставшие профессорами, заведующими кафедрами, крупными руководителями и государственными деятелями. Надеждин C.В. с волнением и чувством гордости за МЭИ беседовал со многими выпускниками разных лет, но первые особенно вспоминали родной институт и совершенно свободно (а прошло более сорока лет!) говорили на хорошем русском языке, называли десятки фамилий преподавателей, их имена и отчества.

Прием быстро нарастал от десятка до двухсот и более человек в год. Увеличивалось и число стран. В 50-60-ые годы XX века число стран возросло с 10-11 (преимущественно социалистических стран) до 70-80. Появились большие группы из Вьетнама, Кубы, Ирака, Китая, Кореи, Болгарии, ГДР, Венгрии, Польши, ЧССР, Алжира, Ливана, Индонезии, Монголии. Стали возникать серьезные проблемы с учебой, успеваемость иностранцев сильно отличалась в худшую сторону от советских студентов, много студентов (до 50% по странам) отчислялись на младших курсах.

 

Кафедра русского языка как иностранного

Воспоминания выпускников всегда начинались с преподавателей русского языка, и это не случайно. Надеждин C.В., создавая структуру иностранного деканата, делал упор именно на преподавателей русского языка, потому что только они имеют реальную возможность индивидуальной работы с иностранными студентами на базе общения - изучению языка, а также передают им знания о традициях и культуре нашей страны.

Из секции русского языка кафедры иностранных языков образовалась кафедра русского языка во главе с доц. Роговиной Р.В. подчинением иностранному деканату. Кафедра русского языка МЭИ проделала огромную работу по страноведению, специализации преподавателей по странам, организации эстетического воспитания студентов, их отдыха, воспитанию любви и интереса к жизни страны, принявшей их на обучение. Первой в СССР эта кафедра перешла на пятилетний срок обучения русскому языку, что послужило появлению на свет соответствующего документа Минвуза СССР.

В составе кафедры многие года трудились такие блестящие педагоги как Мерзон С.Н., Белова Л.И., Чеконникова, Чемоданова Е., Смирнова Л.А. Кафедра стала базовой для повышения квалификации преподавателей русского языка в технических вузах.

 

Процесс обучения первых иностранных студентов МЭИ

При полной поддержке ректората (Чиликина М.Г., Ионкина П.А., Цедерберга Н.В., Разевига Д.В., Уткина Г.М.) иностранный деканат образовал специальный поток «И», в котором в течение одного года иностранные студенты слушали лекции по высшей математике, физике, химии, начертательной геометрии и другим дисциплинам, проходили интенсивную подготовку в маленьких группах (2-6 человек) по русскому языку. Курс «История КПСС» заменялся на курс «История советского общества». Общеобразовательные кафедры с пониманием, интересом, чувством долга и ответственности проводили занятия в группах «И» многие годы. Ими готовились методические пособия, задачники. Преподаватели Сластухин П.М., Рыжова Н.Г., Голохматова К.В., Садчиков, Зайчиков Ю.В. стали специалистами по работе с иностранными студентами, добивались поразительных успехов в овладении ими материала. Улучшился одновременно отбор студентов на учебу в СССР во многих странах. В результате в 60-70-ые годы иностранные студенты стали показывать результаты в учебе лучшие, чем большинство советских студентов. Особенно блестяще, без троек, учились студенты ЧССР, ГДР, Венгрии, КНР.

МЭИ проявил инициативу и начал первым в СССР готовить специалистов для атомной энергетики. В 60-ые годы на кафедре АЭС обучалась большая группа из Китая по своей программе. В последующие годы обучались болгары, немцы, венгры, индонезийцы, кубинцы. За большой вклад в подготовку кадров для АЭС в дружественных странах зав. кафедрой АЭС проф. Т.Х. Маргулова получила орден «Знак Почета». Тереза Христофоровна с самого начала приема иностранцев лично занималась решениями всех проблем обучения, включая организацию практики на Нововоронежской АЭС, много раз выезжала в Болгарию, Венгрию, ГДР, где встречалась с выпускниками кафедры и руководством АЭС, учитывала особенности и пожелания по улучшению подготовки специалистов.

Показав высокий уровень подготовки специалистов, признанный в странах-партнерах, руководство МЭИ добилось согласие Минвуза СССР на многолетний перспективный план приема иностранных студентов по специальностям, который был утвержден Советом МЭИ и соблюдался достаточно длительное время. Это позволило МЭИ стабилизировать штат преподавателей на кафедрах с большим числом иностранных студентов - АЭС, ЭЭС, Автоматики, Вычислительной техники, Технологии подготовки воды и топлива, Автоматизации технологических процессов, Электрического привода, Электрических машин и других, ввести обучение студентов для развивающихся стран по индивидуальным учебным планам с использованием времени на военную подготовку советских студентов для глубокого изучения специальных дисциплин.

 

Иностранная аспирантура

Пройдя такую подготовку, многие студенты из развивающихся стран уверенно возвращались в институт в аспирантуру и получали степень кандидатов технических наук. Массовый прием в аспирантуру иностранцев потребовал создания в составе иностранного деканата отдела аспирантуры и стажировок во главе с зам. декана Надеждина C.В. За первые годы существования этого отдела в нем очень продуктивно поработали Шакирзянов Ф.Н., Романов Ю.И., Дворников А., Дмитриев М.Н., Нестеров Н.Н.

Для аспирантов стали обязательной семестровая аттестация, контроль со стороны иностранного деканата выполнения планов подготовки диссертации, была налажена рабочая связь со всеми посольствами социалистических стран и некоторых развивающихся стран (Египет, Индия, Ливан, Бангладеш). В результате МЭИ имел 100 % защиту иностранными аспирантами диссертаций с небольшими продлениями сроков по обоснованным причинам. В некоторых случаях стажировка также заканчивалась защитой диссертации. Так под руководством проф. Веникова В.А. защитил диссертацию Харихаран (Индия). В Индии он получил профессорскую должность в университете и успешно, ярко соответствовал ей долгие годы.

На кафедре русского языка возникла специализация - обучение аспирантов и стажеров. В нее вошли ведущие педагоги: Роговина Р.В., Мерзон С.Н., Миловидов В.А., Новикова Р.С., Рыженко К.В., Чемоданова Е.Д. Большую помощь в работе со студентами и аспирантами из ГДР оказала зав. кафедрой иностранных языков Гумилева М.В. Ее опыт общения с немцами оказался особенно бесценным в послевоенный период 40-50-х годов, когда советские фронтовики сели за парты рядом с немцами из ГДР, жили в общежитии в одних комнатах с ними.

 

Самоуправление

В 50-ые годы в МЭИ впервые в СССР создалась структура самоуправления иностранцев, принятая потом и в других вузах. Иностранный деканат образовал Совет землячеств (далее - СЗ) МЭИ во главе с председателем СЗ - иностранцем. Последнее особенно важно отметить - роль иностранцев в Совете была главенствующей. За годы существования СЗ председателями избирались чехи, венгры, словаки, арабы, китайцы, африканцы. Каждый из них сохранился в памяти как яркая, талантливая личность, организатор, интернационалист. Из них: Васил Кретт, Хельмут Буль, Пламен Цветанов, Альбрехт Цур, Ли Яо Хуа, Иван Тауфер, Павел Горняк. Все они стали учеными, профессорами университетов в своих странах, заметными в стране людьми. В состав Совета избирались представители всех крупных землячеств стран, которые в 50-ые годы уже появились в МЭИ - Китая, Кореи, Болгарии, Чехословакии, Польши, Венгрии, Вьетнама.

 

Досуговая деятельность

В 60-ые годы по инициативе Надеждина C.В. при иностранном деканате открылся Интернациональный клуб МЭИ - первый клуб такого типа в СССР. Правление Интерклуба составили представители землячеств, председателем избирался только иностранец. Клуб располагал собственным помещением, где проводились ежедневно по месячному плану различные встречи. В клубе стоял рояль. Помещение легко трансформировалось - столики на 3-4 человека, аудитория на 30-40 человек, танцевальный зал, кинозал. На огонек Интерклуба отреагировала столичная творческая молодежь. Для студентов консерватории концерт в клубе МЭИ стал хорошей прокаткой программы перед выступлением в больших залах Москвы. Каждая неделя отдавалась одному из землячеств - оно становилось хозяином клуба и отвечало за порядок, подготовку встреч, организацию вечернего отдыха студентов. Главную роль в создании атмосферы дружбы, расторможенности, неофициальности, отдыха сыграла старший преподаватель кафедры русского языка Н.М. Хлебникова, многие годы отдавшая клубу. Журналист по образованию, окончившая журфак МГУ, Нина Михайловна сумела привлечь студентов идеей активного отдыха, приобщением к культурной жизни Москвы. После встреч в клубе студенты шли на концерты в Консерваторию, выставки, участвовали в различных экскурсиях. Традицией стали постоянные национальные вечера с различными программами в клубе и в Доме культуры МЭИ с использованием зрительного зала на 600 мест и столовой. Интернациональные балы МЭИ, которые проводились два раза в год, привлекали молодежь Москвы. Билеты расходились мгновенно. Ансамбли землячеств готовились к ним и программы проходили с успехом. Деятельность Интерклуба стала заметной и для посольств. Посольство Венгрии выступило спонсором, подарило набор посуды и национальные сувениры. Гостями клуба стали послы и советники многих посольств.

 

Летний отдых для иностранных студентов

В 1962 г. Минвуз СССР поручил МЭИ создать базу летнего отдыха для иностранных студентов. После упорных поисков, согласования с руководством Краснодарского края и Политехнического института г. Краснодара в рекордные сроки был сооружен собственными силами на территории Винсовхоза палаточный городок. Эта база получила название «Геленджик» и просуществовала многие годы, оставшись в памяти сотен студентов солнечной сказкой. Директор совхоза, Герой труда СССР Никольская Р.В. очень помогла иностранному деканату в организации жизни лагеря.

Лагерь всегда имел воду, прекрасные продукты питания, дешевые фрукты и овощи, ощущал заботу. Возглавлял работу начальник лагеря от МЭИ. Ему помогали Интерсовет лагеря и группа комсомольских активистов. Директорами работали известные в МЭИ лица: Бондин О.А., Макеечев В.А., Рыженко К.В., Радченко В.М., Балаков В.В. Активисты Интерклуба всегда уезжали летом в «Геленджик» и активно участвовали в организации вечеров отдыха, концертов, экскурсий, политических дискуссий, дней землячеств и т.д.

 

Выпуск тысячного иностранного инженера

МЭИ сохраняет традиции. В 1949 году МЭИ торжественно отметил выпуск тысячного инженера. В 1969 году не менее торжественно на заседании Ученого совета МЭИ праздновался выпуск тысячного иностранного инженера. В юбиляры попал выпускник кафедры Электрических машин гражданин Афганистана Раз Мохамед. Под аплодисменты он получил из рук ректора проф. Чиликина М.Г. специальное «Удостоверение 1000-го выпускника МЭИ» с приложением о правах. Заведующий кафедрой Электрических машин чл.-корр. АН СССР Петров Г.Н. и несколько других членов совета получили сувениры - специальные нагрудные медали.

Раз Мохамед хорошо использовал этот шанс, освещенный в прессе («Комсомольская правда» и др. газеты). Он вернулся в СССР с женой, получил комнату в общежитии, стал очным аспирантом со стипендией от МЭИ и получил через 3 года ученую степень к.т.н. В Афганистане Раз Мохамед, занимая пост Министра энергетики, заслужил высшие награды страны за наведение порядка в энергообеспечении Кабула и других городов.

Важно отметить, что ректор Чиликин М.Г. предоставил Надеждину C.В. полную свободу действий, живо интересовался делами, регулярно заслушивал его сообщения на заседаниях ректората. На Ученых советах не менее двух-трех раз в год обсуждались доклады Надеждина C.В. о проблемах подготовки зарубежных специалистов и международном научном сотрудничестве.

Как только число иностранных студентов и аспирантов в институте перешло тысячу человек, Надеждин C.В., будучи деканом по работе с иностранными учащимися, перешел на новую должность и коллегией Минвуза СССР был утвержден проректором по работе с иностранными учащимися и зарубежным связям. Начальник управления технических вузов Минвуза СССР проф. Герасимов В.Г., заведуя по совместительству кафедрой Общей электротехники МЭИ, хорошо знал о нарастающем объеме работы и утвердил штатное расписание Управления внешних связей МЭИ, в составе которого были иностранный отдел, деканат по работе с иностранными студентами, отдел по работе с аспирантами и стажерами и отдел по работе с выпускниками.

 

Сотрудничество с зарубежными партнерами

В 60-ые годы родилось научно-техническое сотрудничество с вузами стран-членов Совета экономической взаимопомощи (далее – СЭВ). Первый договор о сотрудничестве подписал в Ильменау (ГДР) с Высшей технической школой ректор Чиликин М.Г. Михаил Григорьевич владел немецким языком и быстро нашел общий язык с коллегами, помог на базе учебных планов МЭИ составить учебные планы школы. Началась подготовка специалистов. Хохшуле Ильменау с каждым годом наращивала потенциал и авторитет. Сейчас Технический университет Ильменау является одним из ведущих технических университетов Германии, и его руководители всегда вспоминают о роли МЭИ.

Следом за ГДР появились вузы-партнеры в Венгрии (Будапештский технический университет), Чехословакии (Словацкий технический университет в Братиславе), Болгарии (Софийский машинно-электротехнический институт). Надеждин C.В. принимал участие в подготовке всех договоров, иногда по поручению ректора подписывал их после переговоров в странах.

Рамки сотрудничества расширялись с каждым годом. Важным событием для МЭИ стал регулярный обмен группами студентов на производственную практику. МЭИ оказался одним из первых, кто начинал обмен, и получили квоту на 25 групп ежегодно. В иностранном отделе пришлось выделить сотрудников, которые вплотную занимались студенческим обменом. Среди них: ст. преп. Рязанова Н.Л. Параллельно со студентами шел обмен преподавателями и сотрудниками по ежегодным планам. Начались поездки на научную стажировку молодых ученых. Они носили эпизодический характер и давали локальный результат. Надеждин C.В. выступил с инициативой создания перспективного плана научных стажировок в развитые страны на 5-10 лет.

На выпускающих кафедрах прошли обсуждения перспектив с участием Надеждина C.В. Идея нашла полное понимание и поддержку ведущих ученых института: чл.-корр. Щегляева А.В., чл.-корр. Фабриканта В.А., профессоров Вукаловича М.П., Маргуловой Т.Х., Разевига Д.В., Веникова В.А., Мартыновой О.И., Мешкова В.В., Поливанова К.М., Нетушила А.В., Котельникова и многих других. Практически все кафедры института получили вексель на участие. Надеждин C.В. входил в состав отборочной комиссии Минвуза СССР и чередовал проведение заседаний комиссии: один год в МЭИ под его председательством, другой - в МГУ под председательством проректора МГУ.

Анализ критериев отбора позволил составить именной перспективный план и (что самое главное и удивительное!) реализовать его полностью. Каждый год кандидаты на стажировку проходили языковую и страноведческую подготовку, устанавливались контакты с вероятными руководителями или университетами, встречались с прошедшими стажировку. Созданный под председательством Надеждина C.В. Совет по научно-техническому сотрудничеству с зарубежными странами утверждал планы стажировок и планы реализации результатов поездки после отчетов стажеров на Совете.

Ежегодно МЭИ командировал в США, Англию, Францию, ФРГ, Италию, Австрию, Швейцарию, Австралию, Канаду, Югославию, Бельгию, Голландию и ряд стран СЭВ 12-14 стажеров. По результатам стажировок Надеждин C.В. сделал доклад на коллегии Минвуза СССР с участием представителя из аппарата Косыгина А.Н. и по поручению Министерства опубликовал брошюру. Среди прошедших стажировки десятки профессоров МЭИ: Попов А.И., Казанджан Б.И., Кузнецов В.А., Кутепов В.П., Безрученко В.Я., Чхартишвили Г.С., Коломейцева М.М., Векленко Б., Лобов Г.Д., Взятышев В.Ф., Поваров О.А., Строев В.А., Филиппов Л.И. , Волков Э.П., Панько М.А., Кабанов Л.И., Ильинский Н.Ф., Покровский Ф.Н. Трудно переоценить значение стажировок для развития научных школ института, вряд ли были возможны многие из достигнутых результатов без этого вливания идей, нового умения, энтузиазма, открытия возможностей.

 

Коллектив иностранного отдела

Отлично работал иностранный отдел. Референт Федина Т.Г. вела всю переписку, подготовку документов, прием специалистов и делегаций на немецком языке и была лично известна в странах как предельно ответственный, четкий, умный профессионал высокого класса. Вспоминаются и другие референты: Цивилева Л.В., Волина Т.А., Харьковская Н.Н., Евдокимова А.В., Рязанова Н.Л., Корсунская И.Д.

Коллектив иностранного отдела функционировал надежно и качественно. За организацию приема от встречи до отъезда каждого специалиста, каждой делегации персонально отвечал тот или иной референт. Характерная деталь: подготовленные Надеждиным C.В., как проректором, документы всегда без замечаний проходили отделы Минвуза, с сотрудниками которых поддерживались хорошие рабочие контакты и дружеские отношения.

 

Взаимодействие с Министерством

Идеи МЭИ охотно поддерживали Министр Елютин В.П., зам. Министра Софинский Н.Н., начальники управлений Бажанов Л.Б., Сохин С.И., Борисова А.И., референт Орлова С.Д. и др. Надеждину C.В. пришлось выступать с докладами на всех всесоюзных и городских совещаниях по работе с иностранцами. Особенно памятно одно из московских совещаний, на котором он выдвинул две новые идеи: создание отделов по работе с выпускниками и продление сроков обучения русскому языку. Обе идеи были полностью поддержаны приказами Минвуза и реализованы.

 

Отдел по работе с выпускниками

Бояркина Л.С. организовала первый в стране отдел по работе с выпускниками. Надеждин C.В. строго следил за ведением статистики. Лариса Сергеевна получила в руки бесценный документ: список выпускников МЭИ от первого до последнего. Отдел активно заработал. До распада СССР успели провести несколько семинаров выпускников МЭИ, которые прошли в удивительно теплой, дружеской обстановке с ностальгическим настроем, воспоминаниями о молодости.

 

«Главная награда за труд»

В ящике рабочего стола Надеждина C.В. хранились письма выпускников с отчетами о достижениях. «Их много, они радуют. Это – главная награда за труд» - говорил Надеждин C.В.

В административном здании МЭИ на доске почета висят ордена и медали, полученные от руководства стран в благодарность за подготовку хороших специалистов. В МЭИ они всегда воспитывались как патриоты своих стран, дети своего народа.

«В результате нашей работы создана многополосная и с двухсторонним движением магистраль, которая действует и поныне» - говорил Надеждин C.В.

​​


Статья подготовлена на основании воспоминаний начальника курса студентов-иностранцев, заместителя декана, декана по работе с иностранными учащимися МЭИ с 1953 по 1969 гг., проректора по работе с иностранными учащимися и зарубежным связям МЭИ с 1969 по 1976 гг. C.В. Надеждина

​​​​​​​
​​​
14.12.2023 14:00