Для корректного отображения портала МЭИ, включите Java Script

Вход
AdaptMenu

IV Открытая городская научно-практическая конференция "Инженеры будущего" в НИУ "МЭИ"

24.04.2019

В рамках проекта Департамента образования и науки города Москвы "Инженерный класс" в период с 18 по 20 апреля 2019 года на базе Национального исследовательского университета "МЭИ" состоялась Открытая городская научно-практическая конференция "Инженеры будущего".
24-04-1.jpg
На ней обучающиеся 7-11 классов города Москвы в 10 секциях представили экспертному жюри, состоящему из ведущих преподавателей 23 столичных технических вузов, свои проекты в области прикладной физики и химии, машиностроения, транспорта, информационных и 3D-технологий, робототехники, приборостроения, энергетики и энергосбережения, строительства, дизайна и архитектуры, биомедицины. Также были организованы две тематические секции для педагогов "Формирование навыков для жизни и будущей профессии на основе современных технокомплексов" и "Инновационные подходы в организации предпрофессионального образования", на которых состоялся обмен опытом по работе с учащимися и подготовке с ними научно-практических работ в профильных классах.

Конференция "Инженеры будущего" проходит в столице ежегодно, начиная с 2016 года, на базе одного из технических вузов – участников проекта "Инженерный класс". Московский энергетический институт получил право принять её в своих стенах в 2019 году.
24-04-2.jpg
На церемонии открытия Конференции выступили ректор НИУ "МЭИ" Николай Рогалев, заместитель начальника Управления по реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы Дарья Белоусова, руководитель проектного офиса "Инженерный класс", заместитель директора Городского методического центра Михаил Бородин и директор Департамента стратегии и IR ПАО "Русгидро" Дмитрий Беляев.

Все почетные гости отметили высокую важность проведения подобных мероприятий.
24-04-3.jpg
Ректор НИУ "МЭИ" Николай Рогалев также рассказал юным исследователям о современных тенденциях в области научных исследований и разработок. Особый акцент был сделан на уже начавшемся процессе всеобщей цифровизации экономики и энергетики, как её составной части, которая в ближайшем будущем приведет к новой промышленной революции с переходом на стандарт "Индустрия 4.0".
24-04-4.jpg
На очный этап Конференции после проведения предварительной экспертизы жюри были отобраны 1090 проектов, которые индивидуально или в соавторстве выполнили 1579 учеников из 241 школы города Москвы. Работа всех секций проходила в двух возрастных категориях: 7-9 и 10-11 класс. При выставлении конкурсных баллов эксперты оценивали актуальность темы, практическую реализуемость и внедрение представленных идей, применение умений и навыков (hard skills) участника при выполнении работы, грамотность публичного выступления, ответы на дополнительные вопросы, качество презентационных материалов и отзывы от вузов и предприятий-партнеров, на базе которых выполнялся проект.
24-04-5.jpg
Юные исследователи, наравне со взрослыми, соперничали друг с другом в новизне своих научных и экспериментальных разработок, глубине анализа различных явлений и процессов.

Восьмиклассники Дарья Андрющенко, Денис Совцов и Глеб Мин из Школы № 1747 разработали улучшенный вариант квадрокоптера. Их многофункциональный гибридный летательный аппарат Caspar поднимается вверх с помощь гелия и может находиться в воздухе сутками, благодаря низкому потреблению энергии. Управлять аппаратом нужно при помощи специальной программы, которую также разработали школьники. "Наше изобретение будет полезно для проведения долговременной фото- и видеосъемки, обеспечения безопасности на улицах города, для наблюдения за ростом растений в сельском хозяйстве", — рассказали юные изобретатели.

Уникальный летательный аппарат представили на секции интеллектуальных робототехнических систем и беспилотных аппаратов, которая впервые работала на Конференции в этом году.
24-04-6.jpg
Ученики Школы № 2045 Федор Шкурган и Виктория Шамонская изобрели специальную перчатку-поводырь со встроенными датчиками расстояния и звука, которая помогает людям с нарушениями зрения ориентироваться в пространстве. Она надевается на руку, при этом сенсоры крепятся на перчатку, а не на тело человека. "При помощи простейших движений рукой незрячий человек сможет определить препятствия на любой высоте. При этом биппер на перчатке издает звук. Чем ближе препятствие, тем звук сильнее. Один из плюсов прибора — возможность трудоустройства незрячих людей на сортировочных и упаковочных предприятиях", — рассказали школьники о достоинствах своего изобретения. Перчатка-поводырь удобная и небольшая по размерам. Она питается от экономичного и автономного портативного аккумулятора. Изобретение также отличает низкая стоимость.

Десятиклассники Артем Арбузов, Александр Чиненов и Артем Гаевский из образовательного комплекса "Юго-Запад" создали конструктор для первоклассников, который поможет обучаться робототехнике. Большинство деталей напечатаны на 3D-принтере, остальная часть изготовлена на лазерном станке. "Мы предлагаем ребятам с помощью конструктора выполнить несколько заданий: соединить детали и решить головоломку, собрать медведя — героя популярного мультсериала или робота. Детали конструктора сделаны из фанеры — экологически чистого материала. А опытный образец робота, который учитель демонстрирует в начале урока, - из пластика. Надеемся, это поможет увлечь первоклассников робототехникой", — рассказали авторы конструктора.
24-04-7.jpg
Для расширения горизонта знаний гостей и участников Конференции, погружения их в вузовскую технологическую среду и демонстрации им спектра инженерных направлений для дальнейшего обучения и исследований в трехдневную программу были включены интерактивные лекции, экскурсии и мастер-классы с демонстрацией современного оборудования лабораторий и научных центров НИУ "МЭИ" при участии 12 вузов-партнеров проекта "Инженерный класс".

Их тематика была посвящена возобновляемой, тепловой и атомной энергетике, подготовке воды и топлива для ТЭС и АЭС, физике плазмы, цифровой обработке изображений, 3D-прототипированию, электроэнергетике, электротехнике, энергосбережению, радиоэлектронике, мехатронным системам и робототехнике, беспилотным летательным аппаратам, разработке приложений дополненной реальности, испытаниям электродвигателей и насосов, сублимационной обработке материалов, техносферной безопасности в городской среде, управлению в сфере ЖКХ, экономике в энергетике, промышленному дизайну и многим другим проблематикам.

Всего за 3 дня Конференции было проведено 235 различных мероприятий по 60 темам, которые смогли посетить 3500 московских школьников. Для этого были открыты двери 50 кафедр НИУ "МЭИ", где как именитые преподаватели, так и студенты старших курсов провели различные интерактивы с юными инженерами, адаптированные на различные возраста с 7 по 11 класс.

Так, на мастер-классе Школы юного энергетика слушатели узнали, как человечество прошло свой путь от самых первых источников освещения до современного осветительного оборудования. В ходе занятия ведущим была продемонстрирована самодельная свеча Яблочкова, а в заключение участники смогли самостоятельно собрать настоящую лампу накаливания.

Другой мастер-класс с интригующим названием "Зажги плазменный разряд!" был посвящен испытанию конструкционных материалов плазменными нагрузками, модификации поверхностей и созданию новых полимеров для тепловой и атомной энергетики. Лабораторное занятие проходило на экспериментальных научных стендах кафедры Общей физики и ядерного синтеза НИУ "МЭИ". На нём юные исследователи ознакомились с назначением и принципом действия плазменных установок, смогли непосредственно управлять плазменными разрядами различных типов с использованием элементов автоматизации процесса.
24-04-8.jpg
Альтернативная энергетика – один из глобальных трендов развития ТЭК в России и мире, которому было посвящено сразу несколько мероприятий в рамках Конференции. На тематических мастер-классах школьники попрактиковались в исследовании возможностей установок солнечной и ветровой энергетики для энергоснабжения автономных потребителей на действующем лабораторном оборудовании.
24-04-9.jpg
Кроме того, сотрудники Института гидроэнергетики и возобновляемых источников энергии НИУ "МЭИ" и представители компании ПАО "Русгидро" организовали обширную лекционную программу для будущих инженеров, в ходе которой были рассмотрены вопросы основ гидроэнергетики, функции ГЭС в энергетической системе, продемонстрирована виртуальная экскурсия на гидроэлектростанцию. На встрече с ведущим экспертом компании ПАО "РусГидро" Виктором Олизько каждый учащийся смог найти ответ на вопрос о том, какие компетенции нужны молодому человеку для работы в крупнейшем в мире энергетическом холдинге.
24-04-10.jpg
Гости Конференции особо отметили 2 необычных для технического вуза мастер-класса: "Спидкубинг" и "Бумажная инженерия".

Первый был посвящен обучению скоростной сборке кубика Рубика и других головоломок. Его для юных гостей провел Алексей Жариков – чемпион России по сборке кубов размером от 5x5x5 до 7x7x7, участник программы "Сверхспособности" на Телеканале "Наука 2.0" и неоднократный победитель Всероссийского отрытого чемпионата по спидкубингу MPEI Open, проходящего ежегодно уже на протяжении десяти лет на базе Дома культуры МЭИ.
24-04-11.jpg
Тематика второго мастер-класса была посвящена построению природных бионических инсектоидных форм в бумажной инженерии. Его участники были разделены на мини-группы, закрепленные за модераторами. За время интерактивного занятия каждая команда разработала в макетной форме определенную часть общей конструкции, которую все гости собрали в единое целое в конце встречи. Результатом стал один общий арт-объект.
24-04-12.jpg
Самой зрелищной экскурсией по мнению участников Конференции стало посещение высоковольтного зала "Стой! Высокое напряжение!", в ходе которого был продемонстрирован удар искусственной молнии, получаемой с помощью генератора импульсов напряжения, в макет дачного поселка с близлежащей подстанцией. Также всем желающим был продемонстрирован 3D-тренажер электрической подстанции, который наглядно показывает возможности использования современных технологий виртуальной реальности для проведения обучения персонала энергетических компаний по вопросам оперативного управления объектами электроэнергетики.
24-04-13.jpg
На протяжении всей Конференции для юных исследователей были открыты двери Военного учебного центра НИУ "МЭИ", в ходе экскурсии по полигону которого школьники познакомились с устройством реальной военной авиационной техники, использующейся в настоящий момент в вооруженных силах РФ: самолетов-истребителей Су-27 и Су-35, вертолета Ми-8. Также гости узнали много нового о световых приборах для обустройства аэродромов.
24-04-14.jpg
Обучающиеся инженерных классов столичных школ проходят подготовку по 11 профилям, каждый из которых имеет свои тонкости и уникальные профильные дисциплины в учебном плане. Для того, чтобы помочь ученику сориентироваться в многообразии инженерных направлений, в фойе Главного учебного корпуса МЭИ работала зона профориентации, в которой любой желающий мог познакомиться со всеми направлениями подготовки технических вузов столицы и из первых рук узнать всё о студенческой жизни, учебных планах и мероприятиях для школьников.
24-04-15.jpg
На Конференции была представлена широкая программа повышения квалификации педагогов столичных школ, в частности по курсу "Применение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий на уроках в рамках столичного проекта "Умная школа".

Помимо лекционного модуля учителя школ города Москвы смогли посетить с интерактивной экскурсией бассейн МЭИ и ознакомиться с энергоэффективными системами обогрева и вентиляции его здания, а также действующий автоматизированный тепловой пункт МЭИ.
24-04-16.jpg
В завершении Конференции 20 апреля 2019 года была проведена Научная суббота по теме "Введение в профессию электроэнергетика", на который были рассмотрены все теоретические и практические аспекты данной специальности с демонстрацией конструктивных узлов трансформаторов, изоляторов и опор ЛЭП.

По итогам были определены 71 победитель и 290 призеров, которые вместе подготовили на суд жюри 249 проектных работ. Все они получили дипломы, ценные подарки и сертификаты на посещение энергетических объектов столичного региона из рук первого проректора НИУ "МЭИ" Владимира Замолодчикова и начальника Управления по реализации государственной политики в сфере образования Департамента образования и науки города Москвы Николая Антонова.
24-04-17.jpg
Лидерами по числу проектов-лауреатов Конференции "Инженеры будущего" 2019 года стали ученики школ ГБОУ Школа № 1329 (12 работ), ГБОУ Школа № 1502 при МЭИ (8 работ), ГАОУ Школа № 548, ГБОУ Школа № 1537, ГБОУ Школа им. А. Боровика (по 6 работ).
24-04-18.jpg
Из работ жюри особо отметило проект победителя Георгия Бондаря, учащегося 10 класса Школы № 354 им. Д.М. Карбышева, который рассмотрел возможность использования роботов и информационных технологий в сельском хозяйстве. Он спроектировал и построил модель роботизированной мобильной платформы для решения задач диагностики и лечения растений. Разработанный им прототип способен передвигаться по пересеченной местности и производить полив растений. Он оборудован камерой для наблюдения за работой платформы. В дальнейшем учащийся планирует переход к более мощным контроллерам, способным увеличить производительность и скорость анализа данных, поступающих от различных датчиков устройства.

Заслуживает внимания и работа Матвея Лапина, учащегося 10 класса Школы № 1580, построившего многофункциональный коптер. Цель работы – сделать унифицированный полётный контроллер, поддерживающий актуальные протоколы и системы навигации. В процессе выполнения проекта была собрана отладочная плата, включающая акселерометр, гироскоп и основной процессор. Было написано программное обеспечение и проведены успешные полевые испытания опытной модели коптера.
24-04-19.jpg
Среди нестандартных работ победителей – разработка автоматической линии розлива вязкого лекарственного препарата "Люголь", созданная Петром Сафроновым, учащимся 11 класса Школы № 1502 при МЭИ. В ходе работы было проведено исследование, направленное на разработку дозатора, который выполняет розлив препарата в тару малого объема. Для обеспечения качественного изготовления препарата была разработана мешалка, осуществляющая приемлемое перемешивание составляющих данного лекарства. Дополнительно было выполнено эскизное проектирование автоматической линии розлива.
24-04-20.jpg
Фото-отчет пресс-службы НИУ "МЭИ" и ГБОУ ГМЦ ДОНМ​​