110 лет Борису Чертоку
01.03.2022
110 лет назад, 1 марта 1912 года, родился Борис Евсеевич
Черток — выпускник МЭИ, один из основоположников теории и практики создания
систем управления ракетами и космическими аппаратами. В
памяти многих поколений людей он всегда останется «Патриархом космонавтики»,
«Правой рукой С.П. Королёва» и представителем того славного поколения первых
ракетчиков, к которому принадлежали Королёв, Глушко, Пилюгин, Исаев, Кузнецов,
Бармин, Рязанский, Янгель…

Борис
Евсеевич Черток родился 1 марта 1912 года в польском городе Лодзь.
Когда
началась 1 мировая война, город оказался в зоне боевых действий, и родители
решили перебраться в Москву. Окончив школу в 18 лет, Борис подал документы в
знаменитую Бауманку, но, несмотря на то, что он успешно сдал вступительные
экзамены, его туда не взяли: социальное происхождение подкачало — отец, Евсей
Менасеевич был счетоводом, мать, Софья Борисовна — фельдшером-акушеркой.
Чтобы
изменить свое социальное положение и стать пролетарием, Борис устроился
электриком на авиазавод № 22 в Филях, который в то время был крупнейшим в
стране авиационным предприятием.
Здесь
он работал сначала электромонтером, затем — электрорадиомонтером по
оборудованию самолетов, радиотехником по самолетному радиооборудованию,
начальником конструкторской группы ОКБ, а в 1937—1938 годах начальником
конструкторской бригады по самолетному оборудованию и вооружению.
Высшее
образование Борис получил без отрыва от производства — в 1934 году поступив и в
1940 году окончив Московский энергетический институт. Темой его дипломного
проекта являлась разработка системы электрооборудования тяжелого самолета на
переменном токе повышенной частоты. Эта работа была первой серьезной попыткой
внедрить новую систему переменного тока в авиацию, но с началом войны она была
приостановлена.
Во
время Великой Отечественной войны Борис Черток разрабатывал автоматику
управления вооружением самолетов и зажигания жидкостными ракетными двигателями.
Им также была создана система управления и электрического зажигания жидкостных
ракетных двигателей, которая использовалась в первом полете ракетного самолета
БИ-1, осуществленном в 1942 году.
В
1945–1947 годах Борис Черток был командирован в Германию, где руководил работой
группы советских специалистов по изучению ракетной техники. Вместе с Алексеем
Исаевым он организовал в советской оккупационной зоне (в Тюрингии) совместный
советско германский ракетный институт «Рабе», который занимался изучением и
развитием техники управления баллистическими ракетами дальнего действия. На его
базе в 1946 году был создан новый институт — «Нордхаузен», главным инженером
которого был назначен Сергей Королев.
В августе
1946 года Борис Черток был переведен на должность заместителя главного инженера
и начальника отдела систем управления НИИ-88.
Он
принимал участие в изучении, сборке и первых пусках трофейных ракет Фау-2,
затем в разработке, производстве и испытаниях их советского аналога Р-1, а
вслед за этим и всех последующих советских боевых ракет. В 1950 году Черток
перешел на работу в ОКБ-1 (Конструкторское бюро С. П. Королева, с 1994 года —
Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» имени С.П. Королева) заместителем
начальника отдела систем управления, начальником которого в тот период был
Михаил Янгель.
В
1974 году Борис Черток стал заместителем генерального конструктора по системам
управления. В этой должности он проработал до 1992 года, с 1993 года был главным
научным консультантом генерального конструктора РКК «Энергия» имени С.П.
Королева.
Борис Евсеевич участвовал
в разработке и сдаче на вооружение первых отечественных баллистических ракет
дальнего действия, создании и запусках высотных геофизических ракет,
космических ракет-носителей, первых искусственных спутников Земли, научных
спутников «Электрон», автоматических межпланетных станций для полетов к Луне,
Марсу, Венере, спутников связи «Молния-1», фотонаблюдения «Зенит»,
проектировании и создании первых космических кораблей, на одном из которых
совершил полет первый космонавт планеты Юрий Гагарин.
Борис
Черток был конструктором в области разработки и создания бортовых комплексов
управления и электрических систем изделий ракетно-космической техники. Им создана
научная школа в сфере проектирования, изготовления, испытаний и применения
бортовых систем управления и электрических систем для ракетных комплексов,
ракетно-космических комплексов и систем.
В
1968 году он был избран членом-корреспондентом АН СССР по отделению механики и
процессов управления, в 2000 году — действительным членом Российской академии
наук, в 1990 году — действительным членом Международной академии астронавтики.
Был почетным членом Российской академии космонавтики и членом Международной академии
информатизации.
Борис
Черток автор и соавтор более 200 научных трудов, в том числе ряда монографий.
Несмотря
на строжайший запрет, секретный конструктор Черток всю жизнь вёл дневник,
записи из которого легли в основу четырёхтомной книги «Ракеты и люди». Этот
фундаментальный труд стал настольной книгой всех тех, кто имеет отношение к
космосу. Даже американцы — известные снобы, напечатали эту книгу, и она есть у
руководителя НАСА.
До
конца своих дней Борис Евсеевич Черток оставался совестью советской и
российской космонавтики, продолжая работать главным консультантом в ракетной
корпорации «Энергия».
В
2010 году ему была присуждена Международная премия Андрея Первозванного «За
веру и верность».
Борис
Черток, все свои силы отдавший космосу, лауреат Ленинской и Государственной
премий, кавалер многих орденов, «космический академик» в конце жизни сказал,
что «космос — это, конечно, хорошо, но сперва бы не мешало навести
порядок на Земле». В свой космос он ушёл 14 декабря 2011 года, не дожив
до векового юбилея меньше трёх месяцев.