Учёный НИУ «МЭИ», суперфиналист «Лидеров России», работает над созданием толерантного топлива для АЭС
16.02.2023
Учёный НИУ «МЭИ»,
суперфиналист конкурса управленцев «Лидеры
России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна
возможностей» – Арслан Забиров» занимается созданием устойчивой к
авариям топливной системы для АЭС. В случае аварийных ситуаций так называемое
толерантное топливо должно в течение длительного времени сохранять свою
целостность без возникновения пароциркониевой реакции, которая чрезвычайно опасна
и может усугубить аварию.

Крупномасштабные научные
исследования, направленные на исключение и смягчение последствий
пароциркониевой реакции, начались во всем мире после аварии на АЭС
«Фукусима-Дайичи» в 2011 году, во время которой произошел мощный выброс и взрыв
водорода, что привело к разрушению барьеров безопасности и выходу радиоактивных
продуктов в окружающую среду.
Одним из направлений
работы НТЦ ЯРБ и НИУ «МЭИ» стало исследование новых материалов для изготовления
оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов) – это главный элемент активной зоны
реактора, содержащий ядерное топливо и один из первых барьеров на пути выхода
радиоактивных продуктов.
«АЭС
с водно-водяными энергетическими реакторами, которых в России большинство,
используются твэлы, оболочка которых выполнена из циркониевых сплавов, а
ядерное топливо представляет собой диоксид урана. У циркониевых оболочек есть
свои преимущества, но при возникновении внештатных ситуаций начинают
проявляться их недостатки. После катастрофы на АЭС в Японии в 2011 году во
многих мировых научных центрах начались широкомасштабные исследования,
направленные на предотвращение пароциркониевой реакции и улучшение
экономических показателей топливных элементов. Ядерное топливо, создаваемое с
использованием новых материалов, должно обеспечить устойчивость к аварийным
условиям, в том числе к высокотемпературному окислению оболочек твэлов»,
– отметил Арслан Забиров, кандидат
технических наук, старший научный сотрудник Научно-технического центра по
ядерной и радиационной безопасности (НТЦ ЯРБ), доцент Национального
исследовательского университета «МЭИ».

Он пояснил, что
перспективным для толерантной топливной системы является нанесение хрома на
циркониевые оболочки твэлов или полная замена циркония сталями и сплавами, а в
долгосрочной перспективе – карбидом кремния. За последние несколько лет в
разных странах, в том числе в России (Ростовская АЭС), уже выполнены
экспериментальные загрузки твэлов толерантного топлива в действующие
энергетические реакторы.
«Сейчас требуется проведение дополнительных испытаний
новых материалов, в том числе в условиях поставарийного залива активной зоны
ядерного реактора, поскольку толерантное топливо направлено именно на то, чтобы
задержать начало разрушающих процессов в случае аварий. Наша научная группа
изучает теплообмен при кипении на поверхности этих материалов и возможность
точного предсказания температуры перехода к интенсивному режиму охлаждения. При
этом опыты проводятся на новой отечественной экспериментальной установке,
которая по многим характеристикам не имеет аналогов в мире. Исследования
позволят обосновать с позиций теплофизики выбор толерантного твэла, что
существенно повысит надежность систем безопасности АЭС», – уточнил Арслан Забиров.
Результаты исследований
ученые НТЦ ЯРБ и НИУ «МЭИ» планируют получить в течение ближайших пяти лет.
Трек «Наука» включен в
программу конкурса управленцев «Лидеры России» на протяжении двух сезонов. За
это время в нем приняло участие более 28 тысяч россиян: 63 человека объявлены
победителями трека, 26 стали победителями конкурса.
По материалам пресс-службы АНО «Россия – страна
возможностей»