В НИУ «МЭИ» проходят турниры «Робот в городе»
20.03.2025
Робототехнический
турнир «Робот в городе» ежегодно проводится на базе ЦТПО НИУ «МЭИ». Он
способствует развитию научно-технического творчества школьников в такой
современной и быстро развивающейся области, как робототехника. В турнире
принимают участие учащиеся школ, разработавшие и выполнившие свои роботы
самостоятельно или собравшие устройство из набора, например, с использованием
платы «Ардуино».

Идея турнира достаточно проста: на полигоне нарисована
полоса черного цвета, по которой должен двигаться робот, и воссоздан фрагмент
городской среды. Каждому роботу необходимо проехать от точки стар та до финиша.
В этом случае в турнирной таблице фиксируется время прохождения, и команде,
представившей данный робот, засчитывается попытка. На самом деле это самый
простой вариант прохождения трассы, и его реализация не всегда приводит команду
к победе. Что же должен уметь робот, чтобы успешно выступить в этом турнире?
Кроме прохождения маршрута по полосе, в регламенте состязаний предусмотрен ряд
заданий, которые желательно выполнить, чтобы обеспечить высокое место в
турнирной таблице. Робот должен правильно проехать перекресток, т.е. на
пересечении двух линий необходимо остановиться, а потом продолжить движение.
Поскольку движение происходит в городской среде, робот должен реагировать на
сигналы транспорта экстренных служб. В нашем случае робот останавливается,
когда начинает звучать сирена, и продолжает движение при ее отключении. В городе
проложено множество различных коммуникаций; к сожалению, иногда возникают их
повреждения, которые приводят к сбоям дорожного движения. Робот не растеряется
и в данной ситуации. На нем установлен датчик температуры, и как только робот
попадает в тепловой поток, он отъезжает назад и останавливается перед аварийным
участком дороги, ожидая устранения аварии.

Несмотря
на кажущуюся простоту каждого задания, робот – участник турнира является
достаточно сложным устройством, управляющая программа которого постоянно следит
за сигналами нескольких различных датчиков и своевременно реагирует на
изменения окружающей обстановки.

Работая
над роботами при подготовке к турниру, школьники собирают шасси, изучают работу
датчиков, разрабатывают алгоритмы, пишут управляющие программы. Это
способствует повышению интереса к научно-техническому творчеству, расширению
технического кругозора и, возможно выбору будущей профессии.