ИДДО находится в числе лидеров по части инновационной
деятельности в цифровизации бизнес процессов, связанных с организационной и
методической деятельностью в части реализации образовательных программ.
В начале 2022 НИУ «МЭИ» был присвоен статус федеральной
инновационной площадки (ФИП).
ФИП — организации, осуществляющие образовательную
деятельность, либо иные действующие в сфере образования организации,
реализующие инновационные проекты или программы, которые имеют существенное
значение для обеспечения модернизации и развития системы образования.
Цель проекта - формирование системы цифровизации
организационной и методической деятельности университета в части выполнения
требований аккредитационного мониторинга и трансляции опыта в сферу высшего образования.
Как результат, ожидается повышение эффективности применения
цифровых технологий в организационной и методической деятельности университета
с целью минимизации временных и трудовых затрат для прохождения
систематического аккредитационного мониторинга, что позволит уделять больше
внимания выполнению основных образовательных функций университета и повышению
качества обучения с ориентиром на аккредитационные показатели.
Решение Ученого совета о формировании рабочей группы и реализации инновационного образовательного проекта
Проект реализуется в рамках задач по модернизации и инновационному развитию системы образования с учетом национальных целей развития Российской Федерации, определенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Тематика инновационного проекта – новые механизмы, формы и методы управления образованием с использованием современных информационных технологий.
Новости ФИП
Основная идея (идеи) инновационного образовательного проекта
Повышение эффективности применения цифровых технологий в организационной и методической деятельности университета с целью минимизации временных и трудовых затрат для прохождения систематического аккредитационного мониторинга, что позволит большее внимание уделить выполнению основным образовательным функциям университета и повышению качества обучения с ориентиром на аккредитационные показатели.
Цель (цели) инновационного образовательного проекта – формирование системы цифровизации организационной и методической деятельности университета в части выполнения требований аккредитационного мониторинга и трансляции опыта в сферу высшего образования.
Задачи инновационного образовательного проекта
- анализ трансформации системы аккредитации организации высшего профессионального образования в свете введения требований по проведению аккредитационного мониторинга и разработка рекомендации по цифровизации обеспечения образовательной деятельности университета;
- реинжиниринг бизнес-процессов взаимодействия образовательных организации высшего профессионального образования и государственных контролирующих органов в части проведения аккредитационного мониторинга;
- совершенствование системы управления методическим обеспечением образовательной деятельности на основе данных, а именно: 1) учетных сервисов, обеспечивающих сбор информации по результатам деятельности в рамках бизнес-процессов университета и основным параметрам, используемым при расчете аккредитационных показателей и проведения аккредитационного мониторинга; 2) сервиса больших данных университета, обеспечивающего хранение структурированной информации для выполнения запросов на предоставление данных по выбранным характеристикам, позволяющим создать единую интегрированную сеть с аналитическими возможностями при обработке данных; 3) аналитического сервиса, обеспечивающего интеллектуальный подбора релевантных документов и данных в соответствии с произвольным поисковым запросом, формируемым пользователем информационно-вычислительной сети университета;
- переход на электронный документооборот на основе расширения практики использования электронных цифровых подписей при реализации образовательного процесса в университете, в том числе в рамках выполнения требований по обеспечению проведения аккредитационного мониторинга, подготовки и выгрузки необходимых материалов, разработанных с применяем цифровых конструкторов документов, на сайт университета для внешних пользователей;
- развитие сервиса формирования образовательных программ с учетом реализации образовательных траекторий студентов в условиях соблюдения требований по обеспечению аккредитационного мониторинга, что обеспечит возможность руководству учебного управления университета, используя актуальную информацию, осуществлять трансформацию образовательного и исследовательского процесса кафедр на основе предпочтений студентов и запросов работодателей, путем своевременного обновления учебных планов и проектирования образовательных программ с учетом потребностей практики и индивидуальных запросов обучающихся.
Период реализации инновационного образовательного проекта
Новизна инновационного образовательного проекта (ИОП)
Новизна ИОП «Формирование системы "электронного университета" в концепции выполнения требований аккредитационного мониторинга» заключается в разработке механизмов, методов и форм обеспечения выполнения требований аккредитационного мониторинга на основе цифровизации бизнес-процессов организационной и методической деятельности университета. Цифровизация в данном контексте направлена на создание базы данных методических материалов по основным образовательным программ высшего профессионального образования, позволяющей внутренним и внешним пользователям осуществлять систематический мониторинг в разрезе актуального набора аккредитационных показателей. На текущий момент новая система аккредитационных показателей находится в стадии разработки, известно, что Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (доклад руководителя Музаева А.А. «Новые подходы к государственной регламентации образовательной деятельности») рекомендует 5 групп показателей: оценка качества по ФОС учреждений; наличие практической подготовки; динамика среднего балла ЕГЭ; ППС (квалификация, стаж работы, ученая степень, ученое звание); трудоустройство. Предлагаемый ИОП предполагает оперативную корректировку на основе цифровых конструкторов шаблонов документов в условиях трансформации системы государственной аккредитации, формирование системы гибкого документооборота, что позволит экономить временные ресурсы разработчиков на обеспечения формальных (не смысловых) требований и создаст условия для соблюдения требований по аккредитационному мониторингу. Данный ИОП поможет руководству университета и кафедр осуществлять своевременную диагностику соответствия реализации ООП ВО ФГОС и аккредиационным показателям, при необходимости корректировать организацию образовательной деятельности. Вместе с тем ИОП предполагает цифровизацию процессов документального обеспечения деятельности университета в части соблюдения требований по структуре и информационному содержанию сайта образовательной организации (Приказ Рособрнадзора от 14.08.2020 N 831 (ред. от 07.05.2021) "Об утверждении Требований к структуре и содержанию официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления информации" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.11.2020 N 60867)), в том числе с расширением практики применения цифровых электронных подписей в университете, основанных на подтверждение личности через портал государственных услуг, что позволит обеспечить информационную безопасность, заверять документы для внешних и внутренних пользователей, в существенной степени избавиться от бумажного документооборота. Кроме того, ИОП «Формирование системы "электронного университета" в концепции выполнения требований аккредитационного мониторинга» включает в себя интеграцию данной платформы с другими сервисами и базами данных университета, что обеспечить формирование единой информационной среды для всех участников образовательного процесса, ориентированной на создание эффективных индивидуальных образовательных траекторий с учетом актуальных аккредитационных показателей. Результаты апробации ИОП «Формирование системы "электронного университета" в концепции выполнения требований аккредитационного мониторинга» могут быть тиражированы на другие организации высшего профессионального образования.
Область практического использования и применения результата(ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории
Руководство университета может в оперативном режиме диагностировать ситуацию по соблюдению требований федеральных образовательных стандартов по реализуемым основным образовательным программам и выполнению аккредитационных показателей, своевременно вносить корректировки в реализацию образовательной деятельности, за счет чего будет обеспечена готовность к проведению систематического аккредитационного мониторинга.
Преподаватели смогут вносить содержательную информацию по читаемым дисциплинам, в установленную форму информация будет переводится автоматически в зависимости от запроса.
Учебный отдел сможет оперативно осуществлять мониторинг работы кафедр в части методической деятельности.
Внешние стейкхолдеры в лице других образовательных организации будут иметь возможность адаптировать опыт нашей экспериментальной площадки для своих университетов.
Студенты получат образовательные методические материалы и возможность выстаивать свои индивидуальные траектории обучения.
Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта
Реализация ИОП позволит минимизировать несодержательную методическую работу преподавателей в контексте обеспечения соблюдения требований ФГОС по ООП ВО, оптимизировать механизмы взаимодействия между структурными подразделениями университета на основе цифровизации бизнес-процессов, предоставит возможность руководству оперативно диагностировать соответствие ООП ВО федеральным образовательным стандартам и обеспечит проведение систематического аккредитационного мониторинга по аккредитацонным показателям, оценивающим качество образования, уровень практической подготовки, абитуриентов, профессорско-преподавательского состава и успешность при трудоустройстве. Полученные эффекты будут способствовать формированию единого цифрового пространства университета, повышению качества образовательной среды для студентов и преподавателей, позволит эффективно выстраивать индивидуальные траектории развития студента. Полученный результат может быть масштабирован на другие образовательные организации системы высшего образования РФ.
Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта
Опыт реализации ИОП «Формирование системы "электронного университета" в концепции выполнения требований аккредитационного мониторинга» позволит тиражировать успешные практики цифровизации образовательной среды системы высшего образования РФ и минимизировать трудовые затраты в решении рутинных задач. Полученные результаты будут обсуждены на открытых площадках в рамках конференции по цифровизации образования и опубликованы в виде научно-практических статей и монографии. Ожидаемые эффекты от реализации ИОП представлены в таблице.
Эффект
|
Описание
|
Распространение современных практик
цифровизации бизнес-процессов
организации высшего профессионального
образования
|
Результаты будут публично заслушаны
в рамках VII Международная
научно-практическая конференция
"Информатизация инженерного
образования, а также других
научно-практических конференциях по
цифровизации образования. Изданы
публикации (статьи и монография).
|
Повышение эффективности взаимодействия
образовательных организации и
контролирующих государственных
органов
|
Обеспечение бесшовного процесса
проведения аккредитационного
мониторинга на примере конкретной
образовательной организации с
возможность тиражирования опыта.
|
Повышение доли цифровой грамотности
работников высшего образования
|
Цифровизация процессов в одной
образовательной организации имеет
синергетический эффект и влияет на
общий уровень цифровой среды системы
высшего образования
|
Стимулирование инновационной
деятельности IT-компаний
|
В рамках реализации
проекта обеспечивается инновационный
спрос на продукт деятельности
инновационной компании: соисполнителем
ИОП является инновационная
компания-разработчик системы
«Электронный университет».
|