В современном мире модель получения образования один раз и на всю жизнь уходит в прошлое, действительностью является  необходимость непрерывного образования  в течение всей жизни, причем  через формальные  механизмы – систему дополнительного профессионального образования, семинары, конференции и пр., так и неформальные каналы – значительную роль в росте и развитии личности помимо профессиональных качеств играет социальный капитал, обретаемый посредством налаживания связей  в различных сферах жизни, так называемый нетворкинг.  В связи с чем  актуальной задачей   университетов  сегодня является создание условий  не только получения качественного востребованного образования на рынке труда,  но и социальной среды, формирующий социальный капитал.  Если раньше, в отсутствии электронного обучения,  студенты встречались в  очной форме и формирование студенческого сообщества происходило естественным образом, то в настоящее время  с развитием технологий дистанционного обучения и индивидуальных подходов   в обучении  социальные связи в студенческом сообществе стали формироваться менее интенсивно. Вместе с тем формирование университетского сообщества должно включать в себя работу по объединению всех участников   образовательного процесса: абитуриентов, студентов,  преподавателей, выпускников, что позволит создать социальную среду, способную за счет синергетического эффекта повлиять на развитие каждого актора данной системы.

ИДДО заинтересовано в сохранении связей с выпускниками, для проработки возможных вариантов сотрудничества было проведено анкетирование выпускников ИДДО  на предмет  оценки удовлетворенности выпускников и оценки перспектив выстраивания с выпускниками долгосрочных партнерских  отношений   для формирования  университетского сообщества.  В основу  данной идеи заложена мысль о необходимости извлечения полезности  при выстраивании взаимоотношений.

Была  разработана анкетная форма, которую заполняли выпускники.

Результаты анкетирования

Обратная связь была получена от 158 респондентов, в том числе от 42 бакалавров  и 10 магистров,  от 42 слушателя повышения квалификации и 64 слушателям по программам ДПО. Наибольшую активность   проявили выпускники 2021 года (35 %) и  2020 года (27%). 

В возрастной структуре респондентов  наибольшую долю составляют  выпускники возраста от 25 до 34 лет – 41,2 % и от 34 до 44  лет – 31,4 %.

Анализ профессионального статуса показал, что доминирующая часть выпускников является наёмными специалистами – 51 %, наемными руководителями  среднего звена являются 21,6 %, наёмными руководителями высшего звена являются 10,5 %.

Оценка удовлетворенности обучения по  образовательным программам показала, что 79,1 % респондентов считают, что обучение положительно повлияло на профессиональное развитие,  15,7 %   считают, что не оказало никакого влияния.  Поэтому в целом можно говорить о положительном эффекте от обучения в части развития профессиональных компетенции.

Вместе с тем анализ уровня сформированности  студенческого сообщества и накопления социального  капитала показал,  что большая часть респондентов не нарастила социальные контакты в период опущения – 57,5 %, 16,3% имеют разовые контакты по  жизни и 15 % – имеют разовые контакты по работе. Данная статистика подтверждает актуальность развития  университетского сообщества  с целью создания условий для накопления социального капитала.

Анализ ответов респондентов (таблица 1)  относительно намерений и желании поддержки связи с  университетом показал  следующие результаты. Большая часть респондентов, желающих    сохранять отношения с университетом, хотели бы   получать информацию о вакансиях и карьерных возможностях со стороны университета от  партнеров МЭИ (51,5 %), интересным результатом является второй по популярности  ответ –  желание принимать участие в совместных исследовательских проектах (41,2 %), продолжить сотрудничество в части реализации образовательной функции университета хотели бы 38,1 %, готовы выступить работодателем для действующих студентов   – 20,6%,  принять участие в подготовке студентов – 19,6 %,  выполнять экспертные задачи  – 17,5 %,  принять студентов на практику – 12,4 %, рассказать о своей  истории успеха – 9,3 %, незначительный процент готов выступить спонсором.

Таблица 1  – распределение ответов по формату  взаимодействия выпускников  с ИДДО  МЭИ

Желание​​/возможность

количество  ответов

доля

1

Хочу получать информацию о вакансиях и карьерных возможностях со стороны университета от  партнеров МЭИ

50

51,5

2

 Хочу принимать участие в совместных исследовательских проектах

40

41,2

3

Было бы интересно пройти обучение по образовательным программам дополнительного образования с учетом возможности разработки для меня/сотрудников моей организации персональных образовательных продуктов по нашему запросу

37

38,1

4

Готов предоставлять информацию о вакансиях в моей организации и рассматривать кандидатов из числа студентов ИДДО

20

20,6

5

 Готов прочитать курс для студентов/слушателей в рамках моей профессиональной детальности

19

19,6

6

 Хочу войти в состав Государственной аттестационной комиссии по защите дипломных работ, в состав жюри в студенческих конкурсах, олимпиадах

17

17,5

7

Готов принимать студентов на практику

12

12,4

8

Хочу поделиться своей историей успеха со студентами

9

9,3

9

Готов выступить спонсором в проведении университетских мероприятий

1

1,0

всего

97

100,0

Исследование популярности образовательных направлений  в части  возможности продолжения обучения показало, что большей популярности у выпускников пользуется направление электроэнергетики и электротехники (43 %),  экономики (33,6%), менеджмент (31,8 %), управления в технических системах (19,6 %), информатики и вычислительной техники (18,7%). Полученные результаты позволят разрабатывать более актуальные образовательные продукты под запрос наших потенциальных клиентов.

Кроме того,  анкетирование  показало, что все  выпускники  практически единогласно выступают   за налаживание устойчивых каналов для взаимодействия (95 %), при этом за создание Telegram-канала выступили 63 % респондентов, 50,9 % - за рассылку на почту, 22,2 % - за группы в социальных сетях.

Таким образом, проведенное исследование удовлетворенности выпускников   позволило определить  основные  направления для   выстраивания   долгосрочного взаимодействия,  партнёрских отношений  с выпускниками с учетом    цели максимизовать полезность  для всех сторон.

                                          

​​​​

22.09.2023 12:10