В современном мире модель получения
образования один раз и на всю жизнь уходит в прошлое, действительностью
является необходимость непрерывного
образования в течение всей жизни, причем через формальные механизмы – систему дополнительного
профессионального образования, семинары, конференции и пр., так и неформальные
каналы – значительную роль в росте и развитии личности помимо профессиональных
качеств играет социальный капитал, обретаемый посредством налаживания
связей в различных сферах жизни, так
называемый нетворкинг. В связи с
чем актуальной задачей университетов сегодня является создание условий не только получения качественного
востребованного образования на рынке труда,
но и социальной среды, формирующий социальный капитал. Если раньше, в отсутствии электронного
обучения, студенты встречались в очной форме и формирование студенческого
сообщества происходило естественным образом, то в настоящее время с развитием технологий дистанционного
обучения и индивидуальных подходов в
обучении социальные связи в студенческом
сообществе стали формироваться менее интенсивно. Вместе с тем формирование
университетского сообщества должно включать в себя работу по объединению всех
участников образовательного процесса:
абитуриентов, студентов, преподавателей,
выпускников, что позволит создать социальную среду, способную за счет
синергетического эффекта повлиять на развитие каждого актора данной системы.
ИДДО заинтересовано в сохранении связей с выпускниками, для
проработки возможных вариантов сотрудничества было проведено анкетирование
выпускников ИДДО на предмет оценки удовлетворенности выпускников и оценки
перспектив выстраивания с выпускниками долгосрочных партнерских отношений
для формирования университетского
сообщества. В основу данной идеи заложена мысль о необходимости
извлечения полезности при выстраивании
взаимоотношений.
Была разработана анкетная
форма, которую заполняли выпускники.
Результаты анкетирования
Обратная связь была получена от 158 респондентов, в том числе от
42 бакалавров и 10 магистров, от 42 слушателя повышения квалификации и 64
слушателям по программам ДПО. Наибольшую активность проявили выпускники 2021 года (35 %) и 2020 года (27%).
В возрастной структуре респондентов наибольшую долю составляют выпускники возраста от 25 до 34 лет – 41,2 %
и от 34 до 44 лет – 31,4 %.
Анализ профессионального статуса показал, что доминирующая часть
выпускников является наёмными специалистами – 51 %, наемными
руководителями среднего звена являются
21,6 %, наёмными руководителями высшего звена являются 10,5 %.
Оценка удовлетворенности обучения по образовательным программам показала, что 79,1
% респондентов считают, что обучение положительно повлияло на профессиональное
развитие, 15,7 % считают, что не оказало никакого
влияния. Поэтому в целом можно говорить
о положительном эффекте от обучения в части развития профессиональных
компетенции.
Вместе с тем анализ уровня сформированности студенческого сообщества и накопления
социального капитала показал, что большая часть респондентов не нарастила
социальные контакты в период опущения – 57,5 %, 16,3% имеют разовые контакты
по жизни и 15 % – имеют разовые контакты
по работе. Данная статистика подтверждает актуальность развития университетского сообщества с целью создания условий для накопления
социального капитала.
Анализ ответов респондентов (таблица 1) относительно намерений и желании поддержки
связи с университетом показал следующие результаты. Большая часть
респондентов, желающих сохранять
отношения с университетом, хотели бы
получать информацию о вакансиях и карьерных возможностях со стороны
университета от партнеров МЭИ (51,5 %),
интересным результатом является второй по популярности ответ –
желание принимать участие в совместных исследовательских проектах (41,2
%), продолжить сотрудничество в части реализации образовательной функции
университета хотели бы 38,1 %, готовы выступить работодателем для действующих
студентов – 20,6%, принять участие в подготовке студентов – 19,6
%, выполнять экспертные задачи – 17,5 %,
принять студентов на практику – 12,4 %, рассказать о своей истории успеха – 9,3 %, незначительный
процент готов выступить спонсором.
Таблица
1 – распределение ответов по
формату взаимодействия выпускников с ИДДО
МЭИ
№
|
Желание/возможность
|
количество ответов
|
доля
|
1
|
Хочу получать информацию о вакансиях и карьерных возможностях со стороны
университета от партнеров МЭИ
|
50
|
51,5
|
2
|
Хочу принимать участие в совместных
исследовательских проектах
|
40
|
41,2
|
3
|
Было бы
интересно пройти обучение по образовательным программам дополнительного
образования с учетом возможности разработки для меня/сотрудников моей
организации персональных образовательных продуктов по нашему запросу
|
37
|
38,1
|
4
|
Готов
предоставлять информацию о вакансиях в моей организации и рассматривать
кандидатов из числа студентов ИДДО
|
20
|
20,6
|
5
|
Готов прочитать курс для
студентов/слушателей в рамках моей профессиональной детальности
|
19
|
19,6
|
6
|
Хочу войти в состав Государственной
аттестационной комиссии по защите дипломных работ, в состав жюри в
студенческих конкурсах, олимпиадах
|
17
|
17,5
|
7
|
Готов
принимать студентов на практику
|
12
|
12,4
|
8
|
Хочу
поделиться своей историей успеха со студентами
|
9
|
9,3
|
9
|
Готов
выступить спонсором в проведении университетских мероприятий
|
1
|
1,0
|
|
всего
|
97
|
100,0
|
Исследование популярности образовательных направлений в части
возможности продолжения обучения показало, что большей популярности у
выпускников пользуется направление электроэнергетики и электротехники (43 %), экономики (33,6%), менеджмент (31,8 %),
управления в технических системах (19,6 %), информатики и вычислительной
техники (18,7%). Полученные результаты позволят разрабатывать более актуальные
образовательные продукты под запрос наших потенциальных клиентов.
Кроме того, анкетирование показало, что все выпускники
практически единогласно выступают
за налаживание устойчивых каналов для взаимодействия (95 %), при этом за
создание Telegram-канала
выступили 63 % респондентов, 50,9 % - за рассылку на почту, 22,2 % - за группы
в социальных сетях.
Таким образом, проведенное исследование удовлетворенности
выпускников позволило определить основные
направления для
выстраивания долгосрочного
взаимодействия, партнёрских
отношений с выпускниками с учетом цели максимизовать полезность для всех сторон.