ИДДО стремится постоянно совершенствоваться: повышать качество образовательных продуктов, улучшать материально-техническую базу, создавать более комфортную информационно-образовательную среду, улучшать организационные механизмы взаимодействия всех участников образовательного процесса.  Для того, чтобы максимально эффективно решать данные задачи, мы учитываем мнения и пожелания всех заинтересованных сторон – наших студентов, преподавателей, выпускников, работодателей, административного персонала.  С целью выявления зон совершенствования на систематической основе мы осуществляем мониторинг удовлетворенности указанных категорий лиц.

Отдел развития ИДДО НИУ «МЭИ» в сентябре 2022 года повторно провел оценку удовлетворённости студентов 2-5 курсов бакалавриата и 2-3 магистратуры института. Опрос осуществлялся посредством онлайн-анкетирования через формы, разработанные веб-службой Яндекс. Для того, чтобы ответы были максимально честными, опрос проводился анонимно.

Студентам было предложено заполнить анкету, состоящую из 22 основных пунктов. Вопросы были разделены на смысловые блоки: относительно качества образовательной программы с позиции структуры и содержания ОПОП, качества взаимодействия с преподавателями, административным персоналом ИДДО, удобства информационно-образовательной среды СДО «Прометей», форматов внеучебной деятельности.

В опросе приняли участие 132 респондента (13% от общего числа студентов ИДДО, исключая первокурсников, поскольку они не успели принять участие и потому не способны дать оценку учебному процессу).

Опрос проводился среди студентов очно-заочной и очной форм обучения образовательных программам бакалавриата и магистратуры по направлениям:

-  Информатика и вычислительная техника

- Теплоэнергетика и теплотехника

-  Электроэнергетика и электротехника

-  Управление качеством

-  Управление в технических системах

-  Экономика

-  Менеджмент

-  Бизнес-информатика

-  Реклама и связи с общественностью

-  Прикладная информатика

-  Строительство

 

К опросу были допущены студенты магистратуры (8% от общего количества магистрантов) и бакалавриата (13,3% от общего количества бакалавров).

 

Анализ опроса показал, что на текущий момент 93,1% студентов ИДДО имеют постоянную работу (из них по специальности, получаемой в ИДДО трудятся 44,3% респондентов, а 44,8% работают не по специальности своей образовательной программы). 6,9% опрошенных не имеют работы на данный момент.

 

Результаты блока вопросов про общий учебный процесс показали, что в целом содержанием и структурой образовательной программы удовлетворены 76,3% респондентов. Процент показывает, что на протяжении предыдущего семестра (если говорить о результатах по сравнению с предыдущим опросом), качество образования продолжает оставаться на высоком уровне.

Доминирующая часть студентов считает, что образовательная программа, на которой они обучаются, в полной степени обеспечивает получение актуальных знаний и навыков, востребованных на современном рынке труда (74,3% от общего числа респондентов. Показатель увеличился на 7,9% по сравнению с оценкой удовлетворенности, проведенной в предыдущем семестре, что говорит о качественном изменении структуры образовательных программ и их модернизации с оглядкой на текущие тренды и потребности современного рынка труда (программы актуализируются, чтобы отвечать трендам современного рынка труда).                                   

В ответ на вопрос достаточно ли материалов, размещенных в курсе дисциплины, для выполнения контрольных заданий, 59,2% респондентов ответили положительно.

Исходя из этого сделан вывод, что в будущем необходимо увеличить количество методических материалов, с сохранением им увеличением их качества.

  Ответы на вопросы, связанные со способом подачи учебного материала показали, что студенты в большинстве своем предпочитают текстовый формат (за этот вариант ответа проголосовало 33,7% респондентов). Чуть менее популярными стали презентационный формат (26,9%) и видеолекции (26,2%).

При этом наиболее предпочтительной формой контроля оказалось тестирование (53,0%), за ним письменная работа (24,8%), рефераты и эссе (15,8%), а устное собеседование с преподавателем выбрали лишь 6% респондентов.

 

 

Блок вопросов, посвященных качеству взаимодействия с преподавателем показал, что качество обратной связи устраивает 66,8% респондентов, что выше по сравнению с опросом предыдущего семестра на 3,1%.

В том числе, большинство опрошенных удовлетворены тем, как преподаватель доносит материал (68%), проверяет работы (67,9%) и считают, что оценка знаний преподавателем проходит объективно (80,2%), при необходимости имеется возможность проконсультироваться лично для более детального разъяснения материала (66,4%).

Закрывает блок, касающийся оценки различных аспектов взаимодействия с преподавателями, вопрос о том, как по мнению студентов можно улучшить качество учебного процесса со стороны преподавателя. Большинство респондентов ответили, что необходимо повысить оперативность обратной связи (33,3%) и повысить качество учебных материалов (29,2%).

 

В целом студентов устраивает работа преподавателей и учитывая, что показатели удовлетворенности стали выше, чем в предыдущем семестре, следует отметить более активную вовлеченность преподавателей в процесс обучения, а также увеличение объема необходимых для комфортного процесса обучения материалов.

Относительно технической части организации учебного процесса 78,8% опрошенных студентов не испытывают сложности в работе с информационно-образовательной средой, из них только 33,3% первоначально затруднялись ориентироваться в системе.  Этот показатель улучшился с момента предыдущего опроса на 3%, что говорит о прогрессе в интерактивности СДО Прометей и отклике на предложения по улучшению LMS, озвученные в предыдущем опросе.
Также, студенты озвучили много новых пользовательских предложений по модернизации платформы, которые будут приняты во внимание и в будущем интегрированы для большего комфорта в процессе обучения.

 

Позитивным для нас моментом является то, что качество взаимодействия с методистами продолжает находиться на высоком уровне: 85,5% студентов считают, что методисты отвечают качественно и по существу, при этом удовлетворены оперативностью решения вопросов 76,3% респондентов.

 

Методисты ИДДО стараются максимально использовать все возможные каналы связи, чтобы оставаться в контакте со студентами, поддерживать и разрешать возникающие трудности на протяжении всего процесса обучения.

Как показывает опрос, WhatsApp продолжает оставаться предпочтительным каналом связи (40,7%), однако по сравнению с предыдущим семестром студенты стали больше высказываться в поддержку альтернативного месседжера — Telegram (30%).

 

Стоит отметить высокий уровень мотивации студентов в получении образования с применением дистанционных образовательных технологий, 92,4% студентов считают применение дистанционных образовательных технологий эффективно для получения знаний, что на 3,7% выше по сравнению с опросом прошлого года. Это свидетельствует о том, что роль дистанционного образования в жизни человека возрастает в связи с возможностью самостоятельно корректировать график обучения, без необходимости посещения вуза, что позволяет расширить геопозицию студентов и дарит возможность учиться максимально комфортно для себя, при этом параллельно развиваясь в карьерном русле.

 

В связи со спецификой дистанционного вида образования, традиционная студенческая жизнь по большей части становится недоступна для студента, обучающегося удаленно. Однако, ИДДО создает альтернативные возможности для того, чтобы студенты дистанционного образования тоже имели шанс вести активную, полезную и развивающую внеучебную деятельность. Как показывают опросы, к вовлечению во внеучебную деятельность в виде конференций и тематических круглых столов заинтересованы 52,3% респондентов, также студенты высказали интерес к участию в спортивных мероприятиях — 19%, и олимпиадах — 9%. Помимо этого, студенты предложили свои варианты вовлечения во внеучебную деятельность, которые будут рассмотрены и по возможности внедрены в общую концепцию обучающего процесса. Получать оперативную информацию о мероприятиях, которые не связаны с учебным процессом хотят лишь 45,9% опрошенных, что можно связать с высокой загруженностью на работе.

 

Касательно сложностей, с которыми студенты сталкиваются в процессе обучения, анализ показал, что наибольшие затруднения связаны с самостоятельным тайм-менеджментом — 31,3%. Сложности также возникают при коммуникации с преподавателем — 29,4%, и в вопросах организации учебного процесса — 21,3% (у респондентов возникает вопрос в какие сроки и какие дисциплины необходимо сдавать, а также кому). Сложности с LMS испытывают лишь 11,4% опрошенных.

 

Результаты опроса также показали, что главным критерием при выборе места получения образования для студентов являлся гибкий график обучения и возможность совмещать учебу с работой, так ответили 36,8 % студентов. 19,5% респондентов руководствовались стоимостью получения образования, а 17% ориентировались на бренд университета.

 

В целом, доминирующее большинство студентов считает, что обучение на наших программах оказывает положительное влияние на их профессиональный рост, и они были бы готовы порекомендовать обучение по программам ИДДО НИУ «МЭИ» с применением дистанционных технологий, что является подтверждением высокого уровня удовлетворенности студентов.

Также, мы спросили студентов о том, заметили ли они улучшения в процессе обучения за прошедший семестр. 28,8% респондентов ответили, что LMS «Прометей» стала больше ориентирована на пользователя, улучшилась структура и содержание курсов — 26%, также студенты отметили, что улучшилось качество взаимодействия с преподавателями — 15,1% и методистами — 15,1%.

 

По ряду вопросов студенты дали развернутые ответы, каждый из комментариев будет проанализирован и принят во внимание.

Подводя итог анкетированию, можно сделать вывод, что результаты оценки удовлетворенности процессом обучения предыдущего семестра были рассмотрены и по каждому из секторов проведена работа, для того, чтобы процесс обучения стал более комфортным, быстрым и клиенториентированным.

Также, принято решение активизировать внеучебную деятельность: больше привлекать студентов к мероприятиям, не связанным с учебным процессом (круглые столы, олимпиады, спортивные соревнования и конференции),  в том числе проводимых в МЭИ и других учебных заведениях (ответственный исполнитель – отдел развития ИДДО). Также самостоятельно развивать сектор внеучебного взаимодействия среди студентов дистанционной формы обучения. В рамках научно-исследовательской практики усилить работу по привлечению студентов к участию в научных конференциях.

Отделу ресурсного обеспечения поручено провести инвентаризацию электронных курсов, активизировать работу   по разработке преподавателями более интерактивного   контента, изучить предложения студентов   по совершенствованию интерфейса СДО Прометей, выбрать рациональные и внедрить в работу.

Отделу дистанционного образования поручено рассмотреть индивидуальные обращения студентов и принять соответствующие решения.  

 

​​​​​

22.09.2023 17:57