смольский-min.jpg 

Смольский
Сергей
Михайлович
Проректор по международным
связям с 1990 по 2000 гг.

Начало работы в УВС

Сергей Михайлович Смольский был назначен проректором по международным связям МЭИ в 1990 году после первых в истории МЭИ выборов ректора. В то время коллектив сотрудников УВС составляли, в основном, женщины. С.М. Смольский часто вспоминал, что работать в женском коллективе сначала было очень трудно, надо было уметь находить совершенно разные подходы.

Шёл 1990 г.: в стране сложилась совершенно новая политическая ситуация, абсолютно не похожая на предыдущие годы. Никакого партийного контроля, полная самостоятельность, эйфория открытости и самоопределения, в том числе, и в международной сфере.

 

Главные задачи УВС в начальный период перестройки

В период перестройки к главным задачам УВС относились:

-   Поддержка высокого международного престижа института;

-   Разработка новой стратегии осуществления международных связей;

-   Увеличение числа партнеров;

-   Повышение эффективности международной кооперации, сохранение имевшихся связей и развитие новых форм;

-   Сохранение контингента иностранных учащихся в условиях трансформации страны;

-   Кооперация с крупнейшими университетами Москвы для реализации государственной линии набора учащихся;

-   Разработка новых принципов приема иностранных учащихся (студентов и аспирантов) на контрактной основе, переход полностью на контрактный принцип отношений с американскими учащимися, согласование структуры контрактных документов с Министерством,

-   Разработка новых принципов взаимоотношений УВС с кафедрами и факультетами МЭИ: придание им самоокупаемого «хозрасчетного» характера;

-   Обеспечение высококачественных возможностей приема официальных делегаций и размещения их в высококлассных условиях в студгородке МЭИ;

-   Активизация работы с иностранными выпускниками МЭИ и с их национальными объединениями;

-   Активное взаимодействие с коллегами на конференциях и семинарах, имеющее главной целью стать примером для других российских ВУЗов в международном аспекте и добиться лидирующей роли МЭИ во многих вопросах;

-   Обеспечение достойного представления УВС на ректорате МЭИ, убеждение в правильности позиций Управления.

Чрезвычайно важными являлись и являются проблемы взаимодействия внутри коллектива Управления, традиции взаимоотношений, сложности мобилизации всего коллектива на работу единым ритмом с осознанием общего дела.

 

Международное сотрудничество

Какими путями реализовывалось сотрудничество с организациями зарубежных стран – много раз обсуждалось в МЭИ, публиковались статьи. Напомним самое главное. Партнеры назначались Министерством, в основном, из ВУЗов Восточной Европы. Все командировки согласовывались с Министерством, они были редкими, и сильных научных проектов почти не было. Конечно, обмен опытом, особенно педагогическим, был, но говорить, что достигался серьезный эффект – не совсем верно. В новой ситуации, когда было разрешено (точнее – не запрещено) самим заключать новые договоры о сотрудничестве, когда стоимость билетов за рубеж была не так высока, когда резко возрос интерес кафедр к зарубежным поездкам, и они стали реальностью, не мог не возникнуть вопрос о том, какова же стратегия поиска партнеров и какие формы сотрудничества наиболее выгодны для МЭИ? Ответить на эти вопросы было вначале невозможно, никто не ожидал, что открытость может привести МЭИ к такому резкому росту количества партнеров и количества командировок в самые разные страны (конечно, сначала в социалистические). Поэтому сначала в УВС без особого разбора готовили и подписывали документы о сотрудничестве, но вскоре (особенно при взрывном увеличении цен на билеты) пришло понимание, что нужна стратегия. Тогда, наряду с сильной активизацией связей с зарубежными университетами, возникла тенденция ориентироваться на научно-производственную тематику, на так называемую Комплексную Программу научно-технического прогресса стран-членов Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). Начали реализовываться проекты, ориентированные на производство, следовательно, в приоритете оказались направления, которые давали денежные средства или научные результаты. Понятно, что такие проекты должны были ориентироваться совсем на другие исходные документы, чем договоры между вузами, которые также были полностью переработаны УВС в начале 90-х гг. Первый в МЭИ учебник с приложенной дискетой с программой был подготовлен Александром Павловичем Вощининым вместе с болгарским коллегой – профессором Георгием Сотировым из Софийского машинно-электротехнического института имени В.И. Ленина (теперь – Технический университет-София, партнер МЭИ).  Можно привести очень много примеров выгодных и престижных для МЭИ проектов и с гордостью констатировать, что УВС помогало в реализации всех этих проектов, а многие даже были инициированы Управлением. А как же сотрудничество с университетами? Количество партнеров МЭИ с того периода росло в геометрической прогрессии. Обсуждались самые разные вопросы: начиная от сотрудничества библиотек, обмена сотрудниками и студентами, научного сотрудничества и до создания совместных научных или образовательных структур. Самое главное, что хотелось бы отметить в этом разделе, это резко возросший объем работы сотрудников отдела (а после – Управления) международных связей, их высочайшая квалификация и постоянное желание учиться, их стремление полностью отдаваться общему делу, особенно проявившиеся в периоды проведения крупных мероприятий, когда сотрудники без лишних слов подключались к любому делу, заменяя товарищей при возникновении любых неожиданностей. Бессменным лидером отдела и затем управления долгие годы была Попова Мария Николаевна. Она «зажигала» всех на новые дела, умела чутко чувствовать явный и показной интерес партнеров на переговорах, обладала редким качеством – чувством справедливости к коллегам и подчиненным. В разное время сотрудниками отдела были Юрий Михайлович Тараскин, Виктор Михайлович Дорохов, Андрей Владимирович Первин, Ирина Григорьевна Ляшок, Надежда Николаевна Рыжикова, Галина Михайловна Табаченко, Надежда Андреевна Белкина, Ирина Константиновна Габеева, Светлана Олеговна Тарабрина, Ольга Алексеевна Чикина, Оксана Юрьевна Бибичева и многие другие. Именно они все, являвшиеся главными исполнителями идей, зарождавшихся в головах руководителей, доводили все до конца, либо вместе со всеми радуясь общим успехам, либо горюя по неудачам. Именно эти люди выполняли всегда всю черновую работу, не видимую вне УВС, готовили все приказы, организовывали переговоры, готовили и разносили чай и кофе во время официальных встреч, звонили своим коллегам в организации-партнеры, договариваясь о встречах, визитах, готовили протоколы, соглашения, договоры, письма, ответы, отчеты в Министерства. Именно эти люди вместе с руководителями и проректором реализовывали то, что названо выше новой стратегией международных связей МЭИ.

 

Работа с иностранными учащимися

Второе немаловажное направление работы в период перестройки – иностранные студенты и аспиранты. Долгое время деканам по работе с иностранными учащимися была Галина Евгеньевна Денисова. Научным руководителем отдела аспирантуры — Ферид Ибрагимович Измаилов, а после его ухода — Владимир Яковлевич Сасин. Ф.И. Измаилов всегда был спокойным, улыбчивым, умным и порядочным человеком. В отделе работали также Татьяна Евгеньевна Миловидова (начальник отдела), Наталья Владимировна Шибирина (заместитель) и Галина Евгеньевна Медведева. 

Очень знающим и опытным сотрудником был Борис Александрович Родионов. Тихо, аккуратно и всегда безотказно работала в деканате Ольга Николаевна Ефремова. Всегда яркая Виктория Викторовна Черменева умела находить общий язык со многими работниками милиции, была ответственна в деканате за регистрацию документов и за оформление медицинской страховки.


Что было характерно для этого периода?

С одной стороны – колоссальные проблемы с уже принятыми иностранными учащимися (студентами, аспирантами, стажерами), поскольку в условиях полной трансформации страны, естественно, зависли все межгосударственные соглашения, по которым, во-первых, набирались иностранные учащиеся, а во-вторых, финансировалось их обучение и выдавалась стипендия. Когда прежнее государство было расформировано, было ликвидировано и союзное Министерство высшего образования, которому подчинялись все ведущие вузы. В МЭИ возникла общая для многих ВУЗов проблема переподчинения в новое (российское) Министерство образования, которая решалась более года, а проблемы с иностранными студентами резко обострились. Было неясно, откуда брать деньги на стипендии, как и перед кем отчитываться за государственных студентов, как быть с оплатой и ремонтом общежития, как финансировать покупку студентам зимней одежды, как выдавать материальную помощь, оказывать медицинскую помощь, с кем консультироваться: в российском министерстве полностью обновился кадровый состав. Новый набор был полностью сорван, юридическая основа – неясна, посольства комплектуются новыми дипломатическими работниками, новые соглашения необходимо готовить два-три года, финансовых средств на новый набор не было. Бюджет СССР перестал существовать, а в бюджете России такие статьи были не предусмотрены. Наблюдалась полнейшая неразбериха в сфере научного и академического международного сотрудничества на всех уровнях.

Сейчас, знакомясь с воспоминаниями сотрудников УВС тех лет, читатель может с улыбкой воспринимать весь кавардак того времени, все непонятности, ожидание непредсказуемых перспектив. Но сотрудникам УВС в те непростые годы надо было формировать и реализовывать все намеченные планы. Полная самостоятельность – это интересно и опасно одновременно. В тот момент в деканате по работе с иностранными учащимися и в отделе иностранной аспирантуры работали очень опытные и мобильные люди, которые вели обучение, четко понимая и беспокоясь, что количество иностранных учащихся будет постепенно убывать, до тех пор, пока не возникнут новые соглашения, и не начнется (если начнется) государственная поддержка набора. Было назначено два дня в неделю, когда по четыре часа Сергей Михайлович Смольский принимал предварительно записавшихся у его секретаря людей.  Выделялось по полчаса на посетителя, и можно было спокойно поговорить, выслушать друг друга, выработать позицию по просьбе или жалобе, сразу же подготовить конкретное письмо или предложение. Со временем студенты и аспиранты начали иногда заходить к проректору даже без повода, просто чтобы поговорить, себя показать, почувствовать себя увереннее.

 

Отношения со студентами

Ни для кого то время не было простым. Уже не было иностранных землячеств, которые сплачивали коллектив иностранных учащихся величиной, страшно сказать, 1200 человек! Четко наметились различия в поведении и учебе бедных ребят и тех, которые получали из родной страны или от фирм финансовую помощь. Многие из ребят позволяли себе иметь автомобили, магазины, дискотеки. Такие учащиеся привлекали внимание девушек, не обязательно москвичек, стали возникать семьи с их проблемами семейного проживания, детьми, детскими садами, разводами, попытками выселить бывших жен с детьми из студгородка. Наверное, не было придумано лучшего способа разобщить между собой иностранных студентов (в том числе, из одной страны), чем поставить их в разное финансовое положение. Конечно, мы мгновенно почувствовали такое опасное разобщение, из-за которого могло быть утеряно (и, к сожалению, было утеряно) чувство единения, приобщения к прекрасному по характеру русскому народу, чувство всеобщей справедливости и равноправия.


Контрактное обучение

Необходимо было начинать контрактное обучение, счет у МЭИ был, и первый опыт подписания контрактов на обучение (первый в истории СССР) с американцами, обучающимися русскому языку.

Первым контрактным студентом-дипломником, появившийся у нас в 1990 году был югослав Бронислав Мастилович.

В этом же 1990 году мы приняли 11 контрактных студентов на 4    факультета, в 1991 – 29 человек и т.д. Контракты мы составляли сами, постоянно думая над ними и совершенствуя текст. Постепенно опыт набирался. Появились и контрактные аспиранты, среди первых - Ф. Ранасингхе из Шри-Ланки и Густаво Абарка Авила из Мексики, а также стажеры.

 

Почетные доктора МЭИ

Во времена СССР в институте была практика присуждения ведущим ученым мира званий Почетный доктор МЭИ. Это было очень непросто: достаточно сказать, что все наши тогдашние предложения согласовывались персонально с ЦК КПСС.

В новое время мы были вольны сами решать, кому и какие звания от МЭИ давать и мы в УВС начали думать над этим делом. Мы начали разрабатывать свое Положение, отличительными признаками которого были бы, во-первых, активная работа лауреата этого почетного звания в интересах МЭИ (т.е. в Положении возник нестандартный и нахальный пункт «Обязанности Почетного доктора») и, во-вторых, вводилась двухступенчатость присуждения звания: сначала дается Почетное звание «Приглашенный профессор МЭИ», а потом – «Почетный доктор МЭИ». Когда положение было окончательно доработано, мы обсудили его с ректоратом и утвердили на Совете.

Первым нашим Почетным доктором в 1993 году стал германский профессор Дирк Шредер, плотно работавший с кафедрой Промышленной электроники. На нем мы апробировали предложенную процедуру присуждения этого звания на Совете МЭИ, стиль лекции нового Почетного доктора, вид вручаемой ему на Совете именной медали, структуру обоих типов диплома (настенного и обычного). Вторым лауреатом стал профессор из Китая, выпускник РТФ Чжан Тун – крупный организатор ракетно-космической промышленности КНР. На этом вручении было уже больше помпы, приезжал Посол Китая, было много гостей, да и действовали мы смелее: набрали опыт.

После этого мы стали готовиться к основному мероприятию в этом плане, которое было уже поддержано ректоратом, но поначалу несколько пассивно: не верилось в его реальность. Речь идет о присвоении званий Почетного доктора МЭИ двум нашим уважаемым выпускникам: Президенту Румынии Иону Илиеску и Премьеру Государственного Совета Китая Ли Пэну. Мы подготовили  официальные письма к указанным лицам с этими предложениями и  передали их им через Посольства. Затем начались поездки в Посольства по официальным приглашениям со всякими вопросами по этому предложению. Наконец, нам сказали  в обоих Посольствах, что предложения приняты. Было указано, что оба претендента прибудут в Москву в составе официальных делегаций на празднование 50-летия Победы в 1995 году.

Мы начали готовить уникальные индивидуальные подарки с помощью знакомых художников, заказали красивую книгу для записей почетных гостей МЭИ, обложка которой была выполнена на самом высоком дипломатическом уровне: из искусно выделанной шкуры марокканского козла, заказали медали и начали ждать событий в мае.

Так уж получилось, что китайскую делегацию на праздновании Дня Победы возглавил Цзян Цземин, а Ли Пэн в Россию не попал. Вопрос решился сам собой, и мы начали готовиться к приезду И. Илиеску. В назначенное время народ собрался в большом актовом зале и в сопровождении руководителя администрации Президента России Сергея Александровича Филатова (выпускника МЭИ), Министра иностранных дел Румынии Т. Мелешкану и Посла Румынии в России К. Гырби, в зал торжественно вошел Президент Румынии. Было очень много российских гостей их Госдумы, Мэрии, Министерства образования. Празднество началось. Сначала слово было предоставлено Сергею Михайловичу, и он зачитал подготовленную вместе с Посольством и тщательно выверенную биографию. Затем И.Илиеску были вручены атрибуты Почетного доктора МЭИ, подарки от МЭИ, от гостей и он выступил с речью. Предварительно мы с Послом согласовали, что это будет не техническая и не политическая лекция от Президента государства, бывшего Министра энергетики, а это будет выступление выпускника МЭИ с воспоминаниями о студенческих годах МЭИ. Именно так и была подготовлена эта лекция, удивительно трогательная, откровенная, со слезами на глазах и у докладчика, и у многих в зале. Затем выступили несколько однокашников из группы, в которой учился И. Илиеску, а затем празднество в МЭИ окончилось и многие уехали в Посольство Румынии на торжественный фуршет.

Первое мероприятие успешно прошло, но предстояло ведь и второе. Конечно, мы пригласили в этот день представителей Посольства Китая.

Вскоре началась подготовка к приезду в МЭИ Ли Пэна 27 июня 1995г. Сначала в МЭИ позвонили из Посольства и сообщили, что некая делегация из Китая хочет приехать в МЭИ и поговорить об этом мероприятии. Смольский С.М. принял в оговоренный день примерно 40 китайцев, среди которых был первый Вице-Премьер, Министр образования, Министр иностранных дел, Министр безопасности, Посол и много сопровождающих лиц.

Само торжественное заседание прошло очень хорошо. Так же правильно и интересно был подготовлен доклад-воспоминание. Ли Пэн вспомнил по именам многих тогдашних преподавателей, как и у И. Илиеску, атмосфера была очень теплой. Хотя нас предупредили, что выступление будет с переводчиком, но все-таки Ли Пэн говорил по-русски, хотя и медленно. Подарил он институту две металлические вазы.

После этого присвоение почетных званий мы часто использовали для привлечения к МЭИ ведущих ученых, надеюсь, что возрожденная нами традиция будет и дальше развиваться.

 

Гостевые комнаты

Мы в УВС приняли решение выделить очень большую сумму на переделку нескольких блоков в нашем общежитии и организацию собственных высококачественных гостевых комнат, где мы могли бы разместить приезжающих в МЭИ иностранных гостей на льготном для кафедр финансовом режиме.

В ремонт были вложены средства, отчисляемые по принятым правилам УВС от контрактов на обучение. Организовывался ремонт за счет связей деканата с югославской ремонтно-строительной фирмой, которой командовал папа одного из наших югославских студентов. Закоперщиком всех начальных переговоров была декан – Галина Евгеньевна. Шел ремонт под чутким присмотром Владимира Анатольевича Наумова – работника отдела аспирантуры, позже – помощника проректора по международным связям по хозяйственным вопросам, человека с золотыми руками. После ремонта эти комнаты были переданы в управление Отдела международных связей. Все подразделения УВС согласились с этим решением.

Так в отделе международных связей появилась возможность предлагать от имени УВС кафедрам отличное и недорогое проживание для их иностранных гостей.

 

Другие подразделения УВС

Отдел по работе с иностранными выпускниками возглавляла Лариса Сергеевна Бояркина. В нем также работала Светлана Станиславовна Богородская. Эти две женщины и тянули всю работу.

Этот отдел был создан с пробной целью одновременно всего в двух вузах СССР: МГУ и МЭИ. В самом Министерстве образования также существовал отдел по работе с иностранными выпускниками и наша структура была одной из базовых в системе Минвуза. Мы проводили множество мероприятий и, в том числе, ежегодные курсы повышения квалификации иностранных выпускников, причем оплата проживания в Москве и обратной дороги на Родину осуществлялась нашим Министерством из госбюджета. Мы имели право покупать и пересылать наиболее активным выпускникам техническую литературу на русском языке, методические материалы и научные труды, издаваемые нашим институтом, мы вели громадную переписку со многими нашим выпускниками, вели соответствующую базу данных, организовывали участие наших выпускников в стажировках на своих кафедрах и в научных конференциях в СССР и России. Мы способствовали организации таких стажировок, которые были бы направлены на подготовку и защиту докторских диссертация выпускниками нашей аспирантуры.

В этом отделе выдавались выпускникам официальные сертификаты Юнеско, подтверждающие уровень полученного образования. Мы разрешили ИНКОРВУЗУ разместить в МЭИ службу выдачи сертификатов. В результате все выпускники (не только России, но и Украины, Белоруссии и т.д.) начали звонить именно в МЭИ за справками об этих сертификатах и невольно начались вопросы об обучении в МЭИ. По нашим расчетам это дало нам порядка 25 контрактных студентов и аспирантов. Работа же по линии выдачи сертификатов оплачивалась ИНКОРВУЗОМ, т.е. и этот отдел стал зарабатывать.

Потом же связи МЭИ и УВС с ИНКОРВУЗом стали гораздо прочнее, Национальные Ассоциации выпускников избрали Сергея Михайловича Смольского сначала Вице-Президентом, а затем и Президентом ИНКОРВУЗа.

 

Кафедра русского языка

Последнее по счету подразделение, приписанное к нашему Управлению, это – кафедра русского языка. Этой кафедрой в то время заведовала Людмила Алексеевна Науменко. Она очень много сил отдала кафедре Русского языка. Это спокойная, красивая и улыбчивая женщина. Настоящий профессионал своего дела.

Американская Ассоциация преподавателей русского языка и литературы (АСПРЯЛ) договорилась с Министерством высшего образования о разворачивании курсов продвинутого русского языка для молодых студентов США. Эти курсы были развернуты в Институте русского языка имени А.С.Пушкина, в Институте русского языка имени Герцена и еще в нескольких опытных вузах России, в числе которых был и МЭИ.

А мы планомерно и самозабвенно занимались этой программой, которой очень много сил отдал следующий заведующий кафедрой Русского языка Сергей Николаевич Вакуров.

 

Английская программа

Известно, что МЭИ ранее был очень мощным источником преподавателей, направляемых нашим Министерством на долгосрочную работу в зарубежные страны. Конечно, это относилось только к развивающимся странам Африки и Азии. Среди наших педагогов было много таких, которые имели серьезный опыт преподавания на английском, французском, испанском.

Идея преподавания на английском и французском языках контрактным учащимся была предложена нам одной индийской компанией, которая планировала обучать индийских граждан на английском языке в недорогом бакалавриате (например, в России), а затем переводить их в американскую магистратуру за большие деньги. Не могу сказать, что эта идея была для нас неожиданной: мы сами всерьез думали и готовились к программе на английском языке, так что это индийское семя попало в подготовленную почву. Особенный интерес был, естественно, к компьютерным сетям и системам, но эта кафедра готовилась к немецкоязычной программе и проект не поддержала. Проект был поддержан на АВТФ кафедрой Информационно-измерительной техники, которой даже пришлось серьезно корректировать свои программы обучения. Как всегда в новых программах, важно было найти энтузиастов, что очень нелегко. Но индийской программе крупно повезло: ею с большим увлечением занялся профессор кафедры ИИТ Валерий Иванович Диденко

Со свойственной ему пунктуальностью он принялся готовить всех преподавателей, опекал первых студентов днем и ночью. А представьте себе индийских студентов холодной московской зимой в коридоре общежития, пытающихся объяснить работнику студгородка на английском, что в комнате не работает батарея или течет водяной кран! Абсолютно неожиданные ситуации возникали. То никто не пришел на лекцию – какой-то буддистский праздник. То кто-то заболел, пропустил лекцию и просит учебник, а у нас-то учебники только на русском языке. Успех программы в первые месяцы и годы был связан с очень активной позицией В.И. Диденко и Любови Ивановны Ляшенко, которые постоянно вскрывали сложности и решали вместе с нами многие трудные для студентов проблемы.

 Постепенно опыт накапливался, появлялись новые англоговорящие преподаватели. Мы поставили условие: каждый преподаватель должен в конце своего курса сдать дискету с материалом конспекта лекций и очень жестко следили за этим. В результате мы имеем довольно приличный набор конспектов, которые соответствуют высоким российским образовательным стандартам и написаны на английском языке.

Кстати, через пару лет после начала английской программы смелый коллектив ЭПИТа решил запустить аналогичную программу на французском языке, причем с приглашением в нее российских студентов. Там также нашелся ярый энтузиаст – декан Леонтий Михайлович Миронов, который горел этой идеей. Мы находились тогда в очень неудачном для начала программы положении: несколько франко-говорящих африканцев, очень плохо обучавшихся на подфаке русскому языку, предложили запустить программу на французском. Факультет прямо загорелся этой идеей и, несмотря на наши предостережения (мы предлагали хорошо все подготовить и начать с нового года), программа была запущена, но сорвалась в первую же сессию, не повезло с первыми студентами: очень уж слабыми они оказались. Больше программа на французском языке не прорабатывалась, а жалко.

 

Монгольская программа

В 1997 году  в одну из мартовских суббот во время посещения МЭИ монгольской делегацией во главе с Министром развития инфраструктуры доктором Г. Нямдаваа – выпускником аспирантуры кафедры Электрического транспорта – гости сказали С.М.Смольскому, что только что подписан Договор между Монголией и Россией о создании Российско-Монгольского Университета. Я сразу встрепенулся и, узнав, что базовым ВУЗом этого проекта является Московский педагогический университет, тут же предложил делегации привлечь МЭИ для организации инженерного факультета. Мне предложили написать официальное письмо, но поторопиться, ибо завтра вечером делегация улетает в Монголию. Мы составили и передали это письмо.

Примерно через полгода нам сообщили из Посольства Монголии, что Президент их Академии наук хочет сегодня приехать в МЭИ. Во время разговора Президент достал наше письмо, и разговор пошел об этом предложении. Оказалось, что Президент академик Б. Чадраа является ректором нового Улан-Баторского университета и интересуется контактами с Россией. Далее МЭИ было предложено сотрудничество в создании в этом университете Российско-Монгольского Института (РМИ) и в открытии нескольких направлений: прикладная математика, радиотехника, теплотехника и нетрадиционная энергетика.

На сотрудничество с Монголиев в рамках Российско-Монгольского Института согласился только РТФ. Несмотря на сомнения, вновь избранный декан РТФ Николай Николаевич Удалов резко заинтересовался программой и РТФ начал ею заниматься.

Первые два года эта программа шла как чисто РТФовская, но потом пошло расширение на энергетику, экономику и т.д. Специально хотел бы отметить, что преподавание в Монголии шло на русском языке.

Отмечая успех этой программы, хочется отдать должное первому Директору РМИ доценту РТФ Владимиру Николаевичу Замолодчикову, много лет отдавшему этому проекту, Марии Николаевне Поповой, готовящей идеи этой программы и плотно занимающейся ей на новом этапе, заведующему кафедрой Высшей математики Игорю Мелетьевичу Петрушко, доценту кафедры Основ Радиотехники Виталию Васильевичу Штыкову, преподавателю русского языка Элеоноре Карповне Микаэлян, работавшей в Монголии при очень большой загрузке, заведующему кафедрой ОРТ Владимиру Герасимовичу Карташеву, составившему все программы обучения, многим другим преподавателям МЭИ.

 

Программа в Южно-Африканской Республике

Программа сотрудничества с Южно-Африканской Республикой готовилась нами более 7 лет, и главным идейным вдохновителем здесь был помощник проректора Олег Иванович Неручев.

Идея этого сотрудничества была связана с попытками установления технологических связей между Россией и ЮАР. Международная изоляция этой страны и географическое положение определили резкий интерес государства к военной технике, вооружениям и радиотехническим системам. Всю эту высокотехнологичную продукцию надо было покупать или налаживать ее производство в ЮАР, а для этого надо иметь своих инженеров.. В образовательной системе ЮАР имеются мощные престижные университеты, в которых есть технические факультеты (во многих есть прекрасные радиотехнические факультеты), и есть так называемые «техниконы» – какие-то «средние» высшие учебные заведения с трех-четырех летним сроком обучения. Мы начали прорабатывать идеи научного и технологического сотрудничества с ЮАР.

Открывалось несколько перспективных направлений для сотрудничества. Одно из них – относительно слабое положение техниконов в системе высшего образования ЮАР. Тут мы могли бы развернуться и предложить в техниконах новые совместные программы. Кроме того, просматривался явный интерес техниконов к созданию у себя законченного бакалавриата и даже магистратуры, а также интерес к получению ученых степеней в России. При закупках учебного технического оборудования мы также смогли бы дать вполне конкурентные предложения. В результате МЭИ первым среди университетов России подписал Соглашение о сотрудничестве с престижным Кейптаунским техниконом и работа началась.

Наиболее, пожалуй, интересное в этой программе – еще одна новая идея, впервые родившаяся в УВС МЭИ и впервые доведенная до конца именно нами в ЮАР. Эта идея связана с организацией Консорциумов Российских университетов, согласившихся работать согласованно и скоординировано в определенных регионах. Мы разрабатывали эту идею почти год и, наконец, в январе 2000 года состоялся первый полностью организованный нашим УВС Российско-Южно-Африканский семинар образовательного направления, проведенный вблизи Кейптауна (в г. Стелленбош). На этом семинаре российская делегация подготовила 11 докладов, представители шести Южноафриканских университетов и техниконов рассказали об образовательной системе, учреждениях и проблемах ЮАР. Мы посетили несколько университетов и техниконов. Кроме этого, на второй части семинара мы обсудили и подписали Соглашение о создании Консорциума «Российские ВУЗы на юге Африки», выбрали Головной ВУЗ Консорциума (МЭИ), выбрали Председателя Правления (С.М. Смольского), представителя в ЮАР (Неручева О.И.), заключили Договор Консорциума с нашим партнером о предоставлении им Консорциуму помещений, средств связи, офисного оборудования, заключили Договор между МЭИ и партнером об учреждении Российского Дома образования и технологий в Кейптауне.

Вся эта деятельность готовилась совместно с Консульством России и Департаментом Африки МИДа, которые исключительно позитивно оценили наши идеи. Посол прямо нам говорил, что наш проект – единственный реальный проект между ЮАР и Россией. Важно, что пять московских ВУЗов (Строительный университет, МГИМО, Университет управления, Университет землеустройства и МЭИ) согласились не просто войти в Консорциум, но и финансировать равномерно его деятельность уже с того года. Как видите, Консорциум сформирован из ВУЗов совершенно разного направления, т.е. конкурентов по нашим специальностям у МЭИ в Консорциуме не было: так мы подбирали участников.

Вернувшись, мы проинформировали об этом Министерство образования, и оно созвало специальное совещание проректоров для обсуждения этого проекта. Вел совещание Михаил Александрович Слепцов, который, находясь на посту начальника Управления Министерства, всегда помогал и поддерживал наше УВС. На Совещании выступили коллеги из РУДН, рассказавшие о своих интересных идеях развертывания Консорциума в Шри-Ланке, и выступили мы, демонстрируя не просто идеи, а уже подписанные финансовые документы. Так получилось, что МЭИ опять оказался первым в этом новом деле.

 

Сотрудники центрального аппарата УВС

Ольга Николаевна Туркина – секретарь – референт проректора по международным связям долгое время работала в УВС. Она была очень квалифицированным программистом. До этого работала в Вычислительном Центре МЭИ.

Особенно добрые слова здесь хочется сказать в адрес нашего водителя Андрея Николаевича Иванова, которого наши девушки звали «Андрюшечка». Это был и есть уникальный шофер. Ни одной аварии за эти десять лет при полновесной дневной (а иногда и ночной) загрузке. Ни одного (!) возражения на все просьбы, иногда не очень простые. Удивительно спокойная манера вести, в общем-то, тяжелую 11-местную машину. Восприятие машины как своего детища, малейшей неисправности как своей собственной боли.

Заместители проректора по работе с иностранными учащимися – Олег Георгиевич Бережной, затем Владимир Степанович Савенков, затем Евгений Викторович Федоров очень много помогали в работе. Удивительный человек – В.С. Савенков – выпускник кафедры Светотехники - пришел к нам в УВС в середине девяностых годов. Он сразу полюбился всем нашим, тихий, скромный, незаметный и очень работящий. Его нужно было только раз посвятить в какую-то проблему, связанную с дракой, обидой студента или аспиранта или, наоборот, претензиями к студенту со стороны, скажем, милиции или студгородка,  и он спокойно разбирался во всем и обеспечивал полное решение всех проблем.

Три помощника проректора – по международным проектам О.И. Неручев, по общим вопросам – С.Н. Биккенин и по хозяйственной работе –В.А. Наумов очень много сил отдавали самым разным направлениям работы УВС. Активность, суетливость и иногда некоторая разбросанность первого, серьезность и ответственность второго (правда, короткое время) и обстоятельность, неторопливость и золотые руки третьего использовались всеми сотрудниками УВС. Все помещения УВС отремонтированы руками Владимира Анатольевича Наумова и его жены. 


Статья подготовлена на основании воспоминаний проректора по международным связям МЭИ с 1990 по 2000 гг. Сергея Михайловича Смольского (2 января 1946 года — 29 апреля 2020 года) — советского и российского учёного, доктора технических наук, профессора, почётного академика Академии электротехнических наук РФ ​​​​​​​​​​​​​​

14.12.2023 14:01