В НИУ «МЭИ» создали установку для нагрева вращающихся деталей и изделий с использованием постоянных магнитов
19.07.2023
В
промышленности широко используется как индукционный нагрев, так и другие виды
электронагрева для обеспечения заданных температурных режимов деталей, изделий
и заготовок в различных технологических процессах. Индукционный нагрев
используется для моделирования тепловых режимов вращающихся дисков турбин
авиационных двигателей и газотурбинных установок при испытаниях в авиастроении и
машиностроении, что является актуальным. Установки индукционного нагрева
отличаются высокой стоимостью, сложной конструкцией, имеют полный КПД 40—60 % и
требуют дополнительных систем электропитания и систем охлаждения, производимых
зарубежными кампаниями. В связи с этим, в условиях импортозамещения актуальна
разработка новых энергосберегающих методов нагрева и более простых по
конструкции установок без
использования дополнительных систем электропитания и систем охлаждения, которые
значительно снизят материальные затраты и позволят экономить электроэнергию.

В 2007 году сотрудники кафедры
ЭППЭ с помощью 3D расчетного моделирования методом конечных элементов в
программном комплексе ANSYS получили результаты, которые
показали эффективность нагрева вращающихся металлических дисков в электромагнитном
поле, созданного постоянными магнитами c остаточной индукцией 1 Тесла.
В 2010 году была подана заявка на изобретение, а в 2011 году профессором,
д.т.н. А.Б. Кувалдиным, д.т.н. А.Р. Лепешкиным и к.т.н. С.А. Лепешкиным был
получен патент РФ на изобретение «Способ получения энергии и устройство для его
реализации» (патентообладатель НИУ «МЭИ»), в котором был представлен новый метод
нагрева вращающихся дисков и деталей с использованием сильных постоянных
магнитов.
В мае 2023 года на кафедре
ЭППЭ в составе научного коллектива: профессора, д.т.н. А.Р. Лепешкина, аспиранта,
ведущего инженера С.С. Кондрашова, профессора, д.т.н. М.А. Федина была
разработана новая экспериментальная установка для нагрева вращающихся дисков и
деталей с использованием постоянных магнитов. Данное событие является очень важным
для кафедры ЭППЭ и новым научным достижением в работах по электротехнологиям,
которыми профессор, д.т.н. Лепешкин А.Р.
занимается более 40 лет. На фотографии 1 представлены участники научного
коллектива, которые принимали участие в создании установки. На фотографии 2
представлена разработанная установка. Так же в создании экспериментальной
установки приняли участие, как и студенты каф. ЭППЭ, так и сотрудники кафедры «Технологии
металлов» и кафедры «Химия и электрохимическая энергетика».
Кроме того, в развитии установки участвовал к.т.н, доцент Ефимов А.Р. В июне
2023 года на кафедре ЭППЭ успешно защищена магистерская диссертация по созданию
указанной установки с отличной оценкой.
Экспериментальная установка
состоит из высокоскоростного электродвигателя, экспериментального диска из
нержавеющей стали (диаметром 300 мм, толщиной 1.5 мм), изготовленного с применением
технологии высокоточной лазерной резки, разработанного переходного адаптера
сложной формы на кафедре ЭППЭ, датчика частоты вращения основанного на
современной лазерной системе измерения, измерительной и тепловизионной
аппаратуры, лабораторного автотрансформатора для регулирования частоты вращения
электродвигателя, постоянных магнитов (из сплава неодим-железо-бор с остаточной
индукцией 1 Тесла) с никелевыми и теплозащитными покрытиями, крепежных
кубических рам и др. Между поверхностью диска и постоянными магнитами может
изменяться зазор от 3 мм до десятков мм.

На данной установке проведены
исследования нагрева экспериментального диска (из нержавеющей стали),
вращающегося на повышенных частотах в электромагнитном поле, созданном
постоянными магнитами. Первые результаты с применением тепловизионной
аппаратуры показали, что температуры вращающегося диска за время 40 сек достигают
значений 200-250 °С. Причем, в процессе эксперимента наблюдалось тормозящее
действие (момент) от постоянных магнитов на вращение диска за счет
взаимодействия вихревых токов в материале диска с постоянными магнитами и была получена зависимость
температуры диска от частоты вращения. С учетом полученных эффектов в настоящее
время необходимо дополнить установку электродвигателем улучшенной конструкции с
более высокой частотой вращения и необходимой характеристикой момента, что
позволит получить более высокие температуры за меньшее время.
Предложенный метод нагрева
позволяет повысить КПД до 90%, что в среднем в 1.5—2 раза увеличит эффективность
нагрева вращающихся деталей.
Разработанный
энергосберегающий метод нагрева является новым и перспективным методом в
области электротехнологий. Его можно использовать для нагрева малоразмерных
вращающихся дисков и деталей авиационных двигателей, цилиндрических заготовок и
изделий из алюминиевых и других сплавов в авиастроении, машиностроении,
энергетике и металлургической промышленности.