НОЦ «Экология энергетики» НИУ «МЭИ» «запустила» новый образовательный проект
15.12.2025
12 декабря в НОЦ «Экология энергетики» НИУ «МЭИ» состоялся «запуск» нового образовательного проекта «Визуализация элементов турбогенератора ТВВ-350» с использованием технологии 3D–моделирования и виртуальной реальности. Проект успешно внедрен в программу повышения квалификации сотрудников ПАО «Мосэнерго» «Эксплуатация электротехнического оборудования тепловых электрических станций», обучающихся в Центре по направлению «Электроэнергетика и электротехника».

Разработанная визуализация позволяет слушателям пошагово проходить устройство генератора с всплывающими подсказками, инфографикой и звуковым сопровождением при визуальной имитации нахождения рядом с генератором, который расположен в машинном зале и представлен в общем виде, а также в разобранном виде со снятым кожухом.

Обучаемый вместе с гидом-преподавателем отправляется в интересное и увлекательное путешествие, в мир инженерного дизайна и технологии выработки электроэнергии с помощью генератора. Образовательный эффект достигается за счет отображения на экранах гарнитур виртуальной реальности графических трехмерных конструктивных элементов генератора с указанием реальных размеров. Обучаемому последовательно демонстрируется информация о конструктивных элементах генератора, а также принципиальная электрическая схема блока с указанием отдельного оборудования с последующим его визуальным представлением в виде 3D-моделей.

Сопровождающим лектором является старший преподаватель кафедры Электрических станций НИУ «МЭИ» Козинова М.А. «Данный образовательный проект позволяет лучше донести информацию до обучаемого о конструкции генератора и наглядно соотнести элементы электрической схемы блока с 3D-моделями реального оборудования», – рассказала Марина Алексеевна.
По словам сотрудников генеральной дирекции и ТЭЦ ПАО «Мосэнерго» подобные проекты позволяют за короткое время представить конструкцию энергетического оборудования в трехмерном виде, понять его устройство и работу, увидеть скрытые глазу элементы и детали, что может быть особенно важно для новичков, приходящих на работу в компанию. Ранее для понимания устройства и работы оборудования повсеместно использовались полномасштабные учебные полигоны, на которых обучающиеся могли видеть реальное электротехническое оборудование, отрабатывать навыки и выполнять технологические операции. В настоящее время в связи с отсутствием такой возможности VR-проекты являются перспективной альтернативой, не требующей больших капитальных вложений и отвечающей вызовам времени