Целью дисциплины является выработка системного подхода к анализу и оценке эффективности
энерго-и ресурсопотребления и определению рациональных направлений развития
энергохозяйства, административно-бытовых и иных объектов промышленных предприятий.
Задачами дисциплины являются
вооружить
будущих специалистов знанием, умением и навыками разработки и реализации
методов и способов создания энергоэффективных и экологичных энергетических и
технологических процессов в промышленности, объектах ЖКХ.
дать
информацию о состоянии современных энергетических и технологических систем,
технологий и оборудования в мире и в России, основных видах применяемого энергетического
и технологического оборудования в промышленности, запасах эффективности использования
топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в России и за Рубежом, причинах
отставания России по энергоемкости внутреннего валового продукта (ВВП) от
развитых промышленных стран и Советсткого Союза периода 80- х годов XX
столетия, современных тенденциях в разработке и освоении энергоэффективного и
экологичного оборудования, энергетических и технологических технологий и
систем, концепции устойчивого развития.
дать основные понятия о видах, методах и
способах составления энергобалансов объектов различного назначения;
дать
понятие о средствах, научить методам и способам сбора, обработки и анализа информации
о производстве, транспортировании и потреблении ТЭР на предприятиях и иных
объектах на основе методов статистики и балансов (материальных, тепловых,
энергетических и эксергетических) при проведении энргоаудита. дать основные понятия
о видах, методах и способах составления энергобалансов объектов различного
назначения;
научить
принимать и обосновывать конкретные технические решения при разработке и
реализации энерго- и ресурсосберегающих мероприятий, и технических решений на
основе применения энергоэффективных и экологичных технологий, оборудования и
материалов.
1.
|
Введение. Классификация
систем и оборудования при производстве, транспортировании и потреблении ТЭР
|
2.
|
Запасы, масштабы и
эффективность производства и потребления ТЭР
|
3.
|
Назначение, виды, методы и
способы составления балансов
|
4.
|
Материальные, тепловые,
энергетические и эксергетические балансы, показатели эффективности
использования ТЭР энергетических объектов
|
5.
|
Тепловые, электрические и
гидравлические потери, эффективность транспортирования энергии в тепловых и
электрических сетях
|
6.
|
Материальные, тепловые,
энергетические и эксергетические балансы, показатели эффективности
использования ТЭР технологических объектов
|
7.
|
Материальные, тепловые, Энергетические
балансы, показатели эффективности использования ТЭР на
административно-бытовых объектах
|
8.
|
Методы, способы и средства
сбора, обработки и анализа информации о потреблении ТЭР при проведении
энергоаудита
|
9.
|
Проблемы и перспективы
потребления ТЭР в энергетике, техноло- гии и административно-бытовых объектах
|
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения учебной
дисциплины обучающиеся должны демонстрировать следующие результаты образования:
Знать:
основные источники научно-технической информации по материалам в
эерго-и ресурсосбережении (ОК-7, ПК-6); способность к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке целей и выбору путей ее достижения (ОК-1); готовность
к самостоятельной, индивидуальной работе, принятию решений в рамках своей
профессиональной компетенции (ОК-7); владеть основными методами, и средствами
получения, хранения, переработки и анализа информации, использовать компьютер
как средство работы с информацией (ОК-11);
способностью и готовностью использовать нормативные правовые
документы в своей профессиональной деятельности (ПК-4); нормативно-техническую
документацию в области в области энергопотребления и энергосбережения (ПК-10);
материалы и оборудование, применяемые в энергохозяйствах, при
реализации энергосберегающих мероприятий и технических решений на предприятиях
(ПК-10);
источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет)
по технологии изготовления основных элементов котлов и парогенераторов (ПК-17);
источники научно-технической информации (журналы, сайты Интернет) по
экозащитным мероприятиям, энерго- и ресурсосбережения (ПК-17).
Уметь:
самостоятельно разбираться в нормативных документах, методиках расчета
и применять их для решения поставленной задачи (ОК-7);
использовать программы расчетов характеристик оборудования (ПК-1);
осуществлять поиск и анализировать научно-техническую информацию и
выбирать необходимые материалы (ПК-6);
принимать участие в разработке проектной и конструкторской
документации (ПК-10);
выбирать энерго- и ресурсосберегающее, экологичное оборудование
(ПК-17);
анализировать информацию о новых энерго- и ресурсосберегающих,
энергоэффективных и экологичных технологиях (ПК-17).
Владеть:
навыками дискуссии по профессиональной тематике (ОК-12);
терминологией в области энерго- и ресурсосбережения (ОК-2);
навыками поиска информации об энерго-и ресурсосбережении, защите
окружающей среды от вредных выбросов, стоков и отходов (ПК-6);
информацией о технических параметрах энерго- и
ресурсосберегающего, энергоэффективного оборудования и технологий (ПК-17 );
навыками применения полученной информации при разработке и
реализации энерго- и ресурсосберегающего, энергоэффективного оборудования и
технологий (ПК-6).
Литература:
основная литература:
1. Ефимов А.Л. Энергобалансы промышленных предприятий. Учебное
пособие М.: Издательство МЭИ. 2002. – 84 с.
2. Показатели эффективности использования топливно-энергетических
ресурсов. Учебное пособие / Ефимов А.Л., Хомченко Н.В., Юркина М.Ю. – М.:
Издательство МЭИ, 2011. – 48 с.
3. Назмеев Ю.Г., Конахина И.А. Теплоэнергетические системы и
энергобалансы про- мышленных предприятий. Учебное пособие. М.: Издательство
МЭИ. 2002.– 407 с.
дополнительная литература:
4.Промышленная теплоэнергетика и теплотехника. Справочник / Под
общ. ред. Чл.-корр. РАН А.В. Клименко и проф. В.М. Зорина. М.: Издательский дом
МЭИ. 2004. – 632 с.
5. Теоретические основы теплотехники и теплотехнический
экперимент. Справочник / Под общ. ред. Чл.-корр. РАН А.В. Клименко и проф. В.М.
Зорина. М.: Издательство МЭИ. 2001. – 564 с.
6. Учет тепловой энергии и теплоносителя. – М.: ЗАО
«Энергосервис», УМИТЦ Мос- горэнергонадзора, 2000. – 116 с.
7. Тепловые схемы и оборудование энергоэффктивных систем
теплоснабжения. Лабо- раторный практикум: учебное пособие для вузов / под общ.
ред. А.Я. Шелгинского и А.Л. Ефимова. М: Издательский дом МЭИ, 2008 – 232 с.
8. Системы отопления: уч. пособие / Н.Д. Малова, А.Л. Ефимов, Е.С.
Ковальчук, В.И. Косенков. М.: МГУПБ. 2011. – 102 с.
9. Практическое пособие по выбору и разработке энергосберегающих
проектов. / Справочно-методическое пособие в семи разделах. Под общ. Ред. О.Л.
Данилова и П.А. Костюченко. М.: Технопромстрой. 2006. – 668 с.
10. Энергосбережение в теплоэнергетике и теплотехнологиях. Учебник
для вузов / О.Л. Данилов, А.Б. Гаряев, И.В. Яковлев и др.; под ред. А.В.
Клименко. – М.: Изда- тельский дом МЭИ, 2010. – 424 с.
11. Правила технической эсплуатации тепловых энергоустановок. –
М.: Эксмо, 2007. – 224 с.
12. РД 34.09.255 – 97. Методические указания по определению
тепловых потерь в водяных тепловых сетях. – М.: Рао «ЕЭС России». 1997. – 17 с.
13. Соколов Е.Я. Теплофикация и тепловые сети: Учебник для вузов.
– М.: Издательство МЭИ. 2001. – 472 с.
14. Современные системы кондиционирования воздуха (сплит-системы):
учебное пособие / Горячева Е.М., А.Л. Ефимов, В.В. Косенков, В.И. Косенков,
Н.Д. Малова, Н.М. Савченкова, И.В. Сынков, И.В.Яковлев; под ред. А.Л. Ефимова –
М.: Издательство МЭИ, 2011. – 86 с.
Контактная информация для записи на курс:
Гужов Сергей Вадимович
+7 965 294-91-11
GuzhovSV@mpei.ru